Анализ результатов, обобщение, методические рекомендации по реализации предложенных методик

Информация о педагогике » Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР » Анализ результатов, обобщение, методические рекомендации по реализации предложенных методик

Страница 1

Итак, развитие фонематического восприятия проходит в несколько этапов. Каждый этап имеет свое определенное значение. Далее хотелось бы остановиться на особенностях этих этапов.

Этапы развития фонематического восприятия

1. Развитие неречевого слуха

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Как отмечает Г.В. Чиркина, они способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Упражнения включают задания на распознание:

- звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);

- звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);

- действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).

Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.

2. Развитие речевого слуха

В психолингвистической литературе отмечается, что единицей восприятия речи является слог, поскольку слоги идентифицируются быстрее, чем другие единицы (А. А. Залевская). Этот этап рекомендуется начинать с обучения дифференциации именно слогов. Необходимо учитывать порядок появления именно противопоставлений при нормальном онтогенезе; корреляцию фонетического и фонологического развития; особенности фонологических дефектов детей с ЗПР.

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза

Сознательный звуковой анализ и синтез способствует, с одной стороны, развитию понимания речи, а с другой - оказывает положительное влияние на овладение грамотой (Р.Е. Левина).

На этом этапе ребенок должен овладеть навыками вычленения первого или последнего звука; определения места звука в слове (в начале, середине, конце); определения звука перед выделенным или после него; последовательности звуков в слове; определения количества звуков или слогов в словах.

Традиционная методика по формированию навыка звукового анализа и синтеза может быть представлена алгоритмом:

- анализ ряда гласных звуков;

- слогов, состоящих из гласного и согласного звуков;

- согласных звуков;

- слов различной слоговой структуры (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина).

Были выделены два этапа обучения звуковому анализу:

1) подготовка к звуковому анализу и синтезу, что предполагает различные операции на уровне предложения (определение количества слов и их порядка в предложении, составление схем предложений);

2) звуковой анализ и синтез, предполагающий операции на уровне звука.

При обучении звуковому анализу и синтезу слова была определена такая последовательность работы:

- определение количества слогов в словах разной сложности;

- выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;

- выделение из слога гласного, затем согласного звука;

- выделение первого, последнего звука в слове;

- выделение слова с предложенным звуком из группы словили из предложения;

- определение места, количества, последовательности звуков в слове;

- творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).

Работа первоначально проводится с опорой на вспомогательные средства (зрительные образы, выполнение движений). Затем на основе переноса полученных навыков во внутренний план - с опорой на слухо-произносительные представления ребенка, т.е без вспомогательных средств.

Звуковой анализ и синтез проводится только на материале слов с правильно произносимыми звуками.

Во второй главе курсовой работы мы применили полученные теоретические знания на практике. В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1) своевременное выявление, изучение, профилактика и коррекция фонематических нарушений у детей с ЗПР в дошкольном возрасте являются необходимыми условиями подготовки этой категории детей к школьному обучению;

2) при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей 5 и 6 лет педагоги используют различные игровые приемы;

3) развитие звукового анализа должно протекать систематически и последовательно;

4) нарастание трудностей в развитии звукового анализа должно протекать постепенно.

5) к речевому материалу для звукового анализа в логопедии предъявляют особые требования: необходимо учитывать не только постепенное усложнение слоговой структуры слова, но и подбор его звукового состава.

6) фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции.

7) этапы развития фонематического восприятия: развитие неречевого слуха, развитие речевого слуха, развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза

Итак, в заключение проделанной нами работы хотелось бы подвести итоги. Обобщив изложенную информацию, необходимо выделить главные моменты, касающиеся ЗПР.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

План организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики
Коллективные виды работы делают уроки математики более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и ...

Единый Государственный Экзамен. Этапы перехода к стандартам образования третьего поколения
С 1 января 2009 года единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введен на территории всех субъектов Российской Федерации. Этому предшествовало 7 лет эксперимента и год переходного периода. С 2001 по 2007 год число регионов, включившихся в его проведение на добровольной основе, увеличилось с 5 до 82; ...

Разработки фрагментов уроков математики с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5 – 11 классов
В данном параграфе представлены разработки фрагментов уроков математики, алгебры и начала анализа и геометрии для 5 – 11-х классов. К каждому из разработанных уроков составлены и приложены методические рекомендации и комментарии, позволяющие лучше ориентироваться в специфике предложенных заданий. ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru