Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20–30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
«Метод проектов –
это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [25].
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конечный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-либо проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей, то есть заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
В настоящее время метод проектов широко применяется в образовательных учреждениях как дополнительная форма обучения, на элективных курсах или при подготовке к конференциям. Внедрение же метода проектов в тематические планы проходит гораздо медленнее и имеет единичные примеры.
Проект
– это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта .
Существует довольно большое количество типов проектов, которые можно классифицировать, выделив основные типологические признаки.
1. Доминирующая в проекте деятельность
2. Предметно-содержательная область.
3. Характер координации проекта.
4. Характер контактов.
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта .
В соответствии с первым признаком можно выделить следующие типы проектов.
Исследовательские проекты
. Такие проекты требуют четко разработанной структуры, обозначенных цели и актуальности предмета исследования для всех участников проекта. Проекты полностью подчинены логики исследования. Предполагают:
- аргументацию актуальности принятой для исследования темы;
- определение проблемы исследования;
- определение предмета и объекта;
- обозначение задач исследования в последовательности принятой логики;
- определение методов исследования;
- обозначения источников информации;
- определение методологии исследования;
- выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы;
- определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных,
- обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования;
- обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования .
Творческие проекты.
Выполнение любого проекта требует творческого подхода. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.
Анималистическое искусство Е. Чарушина
Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни ...
Место курса в образовательном процессе
При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами:
какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса;
какие общеучебные и профильные умения и н ...
Различные подходы к определению формулировки понятия «ведущая рука»
Леворукие люди существовали всегда, но лишь сейчас, в последние годы, за ними оставляют право быть собой, сохранить свою индивидуальность. Но еще двадцать лет назад отношение учителей к левшам было резко негативным, педагоги стремились, во что бы то ни стало, переучить детей на правую руку, порой ...