В свете последних изменений в социально-экономической и мировоззренческой сферах Российского общества встал вопрос об обновлении методов реализации концепции дошкольного воспитания. Ключевыми позициями обновления советского детского сада стали охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления. В таких условиях существует две основные модели систем дошкольного воспитания:
· Учебно-дисциплинарная модель, цель которой вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание, а основные способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. В рамках такой модели складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы. В этой модели даже произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхолащивает гуманистическую, общеразвивающую сущность искусства.
· И личностно-ориентированная модель, составляющая альтернативу первой. Цель воспитателя - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству, создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка.
Первую модель принято называть традиционной системой дошкольного воспитания. Здесь признается важная роль изобразительной деятельности для дошкольника, так как она обеспечивает умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Однако основная цель занятий изодеятельности – формирование и закрепление умений и навыков, необходимых в учебной деятельности: умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность. При этом в программу включают предметное и сюжетное рисование, где воспитатель должен учить различать и правильно использовать цвета и оттенки, закреплять навыки работы с красками, учить смешивать краски для получения новых оттенков, выбирать формат бумаги в соответствии с задуманным сюжетом, способам изображения предметов, явлений, передаче в рисунке формы, пропорций, расположения частей, окраски и т.д.
Анализ урока производственного обучения
Специальность: штукатур, маляр, плиточник.
Проводил: Процко Е.И.
Тема урока: приёмы набрасывания раствора из сокола.
Цель урока:
v Обучающая: освоить приемы набрасывания раствора с помощью сокола.
v Развивающая: развить у учащихся творческого подхода к выполняемой работе, в устранении ошибок. ...
Методы и приемы работы с аудиовизуальными средствами. Техническое воплощение презентации согласно технологии программы
PowerPoint и требованиям к наглядности
Специальным образом подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематические изображения – дидактические картины – (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, ...
Компетентностный подход как приоритетная педагогическая ориентация при конструировании
современных уроков по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского
Урала
Под педагогическим подходом нами понимается ориентация учителя общеобразовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности (по Е.Н.Степанову).
В последнее время наиболе ...