В свете последних изменений в социально-экономической и мировоззренческой сферах Российского общества встал вопрос об обновлении методов реализации концепции дошкольного воспитания. Ключевыми позициями обновления советского детского сада стали охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления. В таких условиях существует две основные модели систем дошкольного воспитания:
· Учебно-дисциплинарная модель, цель которой вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание, а основные способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. В рамках такой модели складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы. В этой модели даже произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхолащивает гуманистическую, общеразвивающую сущность искусства.
· И личностно-ориентированная модель, составляющая альтернативу первой. Цель воспитателя - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству, создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка.
Первую модель принято называть традиционной системой дошкольного воспитания. Здесь признается важная роль изобразительной деятельности для дошкольника, так как она обеспечивает умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Однако основная цель занятий изодеятельности – формирование и закрепление умений и навыков, необходимых в учебной деятельности: умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность. При этом в программу включают предметное и сюжетное рисование, где воспитатель должен учить различать и правильно использовать цвета и оттенки, закреплять навыки работы с красками, учить смешивать краски для получения новых оттенков, выбирать формат бумаги в соответствии с задуманным сюжетом, способам изображения предметов, явлений, передаче в рисунке формы, пропорций, расположения частей, окраски и т.д.
Творческие способности учащихся
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираяс ...
Развитие психомоторных функций в онтогенезе
Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи.
Ребенок, относительно нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развити ...
Профильное обучение как направление модернизации образования
В соответствии с Концепцией модернизации российского образована на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 12 2001 г. №756-р, Министерством образования РФ совместно с Российской академией образования подготовлен проект Концепции профильного обучения ...