Творческие способности учащихся

Страница 1

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» – В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Энциклопедический словарь предлагает следующее определение: Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Во второй половине 20 века были разработаны первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности, основные показатели творческих способностей. Ими являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, систематичность и последовательность, смелость.

Я.А. Пономарев называет творческой задачей такую, решение которой не может быть получено непосредственно путем логического вывода из имеющихся посылок. А.Ф. Эсаулов называет творческими задачами такие, которые в процессе решения оказываются достаточно сильным источником и стимулятором мыслительной деятельности учащихся, направленной на самостоятельное приобретение знаний». И.П. Калошина даёт следующее определение: «Творческая задача характеризуется наличием цели, данной в таких условиях ее достижения, когда известны (полностью или частично) орудия третьего порядка обобщения – общенаучные методологические знания и неизвестны никакие другие компоненты деятельности первого и второго порядков обобщения, за исключением, может быть, предмета деятельности первого порядка обобщения».

Данное определение – творческой задачи подчеркивает, что объективный вывод, предполагающий отражение взаимосвязей между явлениями, осуществляется на основе методологических знаний, осознаваемых или нет.

Г.А. Голицын в рамках информационного подхода предложил считать задачу творческой, если решение (или множество решений) задачи лежит за пределами множества исходных представлений субъекта.

В нашем исследовании мы будем придерживаться определения творческой задачи данной Г.А. Баллом. Он называет задачу творческой, если она является «отнесённой» и выполняется хотя бы одно из следующих условий: а) задача «является нерутинной открытой познавательной задачей»; б) «необходимым условием разрешения задачи», служит то, «что её подзадачей является некоторая нерутинная открытая познавательная задача» (в качестве такой задачи может выступать задача нахождения способа решения).

С.Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Значение фольклора в патриотическом воспитании
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. Н.И. Атанова и Шишкина в своей работе «Детский игровой фольклор Волгоградской области» в качестве эпитета приводят сло ...

Необходимость полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков
По данным экспертов из Alan Guttmacher Institute, только 43 процента подростков до 18 лет, имеющих сексуальный опыт, пользуются презервативами, 57 процентов же считают, что они им ни к чему. По данным Urban Institute, половина юношей в возрасте от 15 до 19 лет занимались со своей партнершей оральн ...

Единый Государственный Экзамен. Этапы перехода к стандартам образования третьего поколения
С 1 января 2009 года единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введен на территории всех субъектов Российской Федерации. Этому предшествовало 7 лет эксперимента и год переходного периода. С 2001 по 2007 год число регионов, включившихся в его проведение на добровольной основе, увеличилось с 5 до 82; ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru