Профессиональная направленность личности

Страница 1

В психологической литературе рассмотрению профессиональной направленности личности посвящены труды К.М Гуревича, Е.А Климова, Н.Д Левитова, А.Н. Леонтьева, Л.М Митиной.

Согласно исследований таких зарубежных ученых как Р. Доре (1983), М.С. Каланиди (1980), Е. Х. Эриксон (1968), профессия, выбранная в разрез профессиональной направленности личности человека негативно влияет на его здоровье, учащаются физиологические и психологические проблемы, а при удачном выборе профессии повышается самоуважение и позитивное представление человека о себе.

Профессиональная направленность рассматривается исследователями как результат профессионального самоопределения, понимаемого как критериально - обеспеченный выбор профессии (М.Р. Гинзбург, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.) и детерминированного жизненным самоопределением, обоснованность и непротиворечивость которого зависит от сформированности механизмов, обеспечивающих свободный и ответственный выбор личности. В отечественной литературе изучению проблем профессионального становления личности посвящены труды таких ученых, как Ю.А. Афонькина, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин. Э. Зеер определяет профессиональную направленность как одну из важнейших характеристик личности, которая позволяет прогнозировать ее будущее и представляет собой совокупность важнейших целевых программ, обуславливающих смысловое единство активного и целенаправленного развития личности. Профессиональная направленность, по мнению Э. Зеера, представляет собой систему эмоционально ценностных отношений, задающих соответственно их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности.

Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворительности человека своей профессией.

Профессиональная направленность - ведущее свойство личности профессионала, особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Это категория, которая является предметом исследования одновременно нескольких наук: философии, психологии, социологии и педагогики. Проблема изучения профессиональной направленности личности является достаточно сложной, так как находится на стыке психологии труда, педагогической психологии, педагогики, психологии развития и психологии личности.

Профессиональная направленность может претерпевать изменения в соответствии с меняющимися условиями, в которых оказывается человек, сохраняя при этом свою структуру. Отсюда можно сделать вывод, что профессиональная направленность – это один из важнейших факторов профессиональной жизни человека, представляющей, в свою очередь, центральную составляющую жизненного пути личности.

Основными факторами, влияющими на выбор профессии являются: позиция старших членов семьи, позиция друзей, школьных педагогов; личные профессиональные планы; способности; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонности.

Таким образом, профессиональная направленность не дана личности от рождения, а развивается в процессе ее жизнедеятельности под влиянием различных факторов объективного и субъективного плана. Она не является абсолютно самостоятельным личностным образованием, а одним из видов общей направленности, которая достаточно подробно рассмотрена нами в предыдущем абзаце.

Профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности – неудовлетворенности человека своей профессией.

Исследование перечисленных компонентов профессиональной направленности предполагает наличие и использование соответствующих методов исследования. В психологической литературе в настоящее время существует ряд методик, имеющих отношение к исследованию различных составляющих профессиональной направленности. Одной из наиболее методически оснащенных является, пожалуй, диагностика направленности на педагогическую профессию. Здесь имеются следующие методики: «Оценка профессиональной направленности учителя» (автор Е.И. Рогов); «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (автор Е.П. Ильин); «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой» (авторы Н.В. Журин, Е.П. Ильин) и др.

Несмотря на имеющееся разнообразие методик исследования профессиональной направленности, возникла необходимость создания стандартизованного опросника для выявления уровня профессиональной направленности, выражающейся в силе (слабости) стремления к овладению профессией и работе по ней. Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов был разработан и апробирован кандидатом психологических наук Т.Д. Дубовицкой. Практическая значимость разработки такого опросника очевидна, так как уровень профессиональной направленности является фактором, влияющим на настойчивость и успешность овладения профессией, на познавательную активность студентов во время учебы, на активность после окончания учебы и устройство на работу. Цель методики – определение уровня профессиональной направленности студентов, проявляющегося в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней. Опросник вошел в авторскую комплексную методику Н.В. Нижегородцевой и Т.В. Жуковой по диагностике психологической готовности студентов к обучению в ВУЗе.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Анализ результатов, обобщение, методические рекомендации по реализации предложенных методик
Итак, развитие фонематического восприятия проходит в несколько этапов. Каждый этап имеет свое определенное значение. Далее хотелось бы остановиться на особенностях этих этапов. Этапы развития фонематического восприятия 1. Развитие неречевого слуха На этом этапе проводятся упражнения на различение н ...

Виды понятий
Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые. Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например, «столица Украины» и др.). Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например, «автомобиль», «по ...

Организация исследования в методике обучения. Методы исследования
Под организацией методического исследования подразумевается процесс и результаты научно-методической деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения ИЯ в начальной школе. Любое педагогическое, в том числе методическое, исследование предполагает наличие общепринятых м ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru