Рассолодели от безделья
Нету фарту
Осенняя путина
Привыкли парнишкой помыкать
Посадить на мушку птиц
-Выпишите из текста диалектные слова.
Писатель постоянно подчеркивает, что выраженная в форме диалектизмов речь, колоритна, близка разговорной, усиливает эмоциональное восприятие. Пятиклассники легко ориентируются в тексте, не смущаясь диалектизмов, некоторые устойчивые обороты надолго западают в детскую память (например: «лихорадка болотная», «привязалась как банный лист», «чуть с ума не лишился»).
IV
. Итоговая беседа
В конце урока заключительное слово учителя.
— Понравился ли рассказ «Васюткино озеро»?
— Происходили ли с вами подобные истории в лесу?
VI
. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания мы предложили ребятам написать рассказ о ситуации, схожей с той, что случилось с Васюткой. Постараться описать свои мысли, чувства, поступки, а если не бывали в такой ситуации, то есть возможность пофантазировать.
-Можно предложить нарисовать иллюстрации к наиболее запомнившимся и понравившимся эпизодам и оформить в классе выставку выполненных работ.
Второй урок посвящен анализу прозаического текста.
Тема второго урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро ». Человек и природа в рассказе
Цели урока:
обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного словесного рисования и комментированного чтения.
План урока:
1. Работа с текстом (7 мин).
2. Работа в группах (15 мин).
3. Комментированное чтение эпизода (8 мин).
4. Сочинение-миниатюра (10 мин).
Словарная работа
: пейзаж.
Ход урока
I
. Работа с текстом
Урок начинаю с беседы.
Беседа.
Обсуждение содержания рассказа на втором уроке выявит осознанное восприятие ребятами произведения.
— Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
— Как относился Васютка к взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
— Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?
— Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?
— Что помогло Васютке провести первую ночь?
— Где провел мальчик вторую ночь? Почему ему было очень тяжело?
— Чем отличалась третья ночь?
— Что, по-вашему, помогло Васютке выйти на берег Енисея?
— Почему озеро назвали именем мальчика?
— Чему можно поучиться у Васютки?
II
. Работа в группах
1. Встречи Васютки с миром живой природы (птицы, рыбы). Как и
почему относился Васютка к окружающей его фауне? Ученики сделают наблюдения, что Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в то же время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.
2. Поведение Васютки в лесу.
Основным в наблюдениях ребят будет то, что послужит ответом на вопрос: что же припомнил Васютка из того, «чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников». Они расскажут, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Ребята отметят, что смекалка, сноровка и вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях.
3.Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.
Ребята отметят, что мальчик постоянно размышляет, у него очень пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии.
III
. Комментированное чтение эпизода
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, ...
Разработка коррекционно-развивающей программы для детей дошкольного
возраста
При разработке коррекционно-развивающей программы необходимо учитывать возрастные особенности в рамках дошкольного периода. Так в младшей группе (3-4 года) ребенок чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить ...
Общая тенденция снижения качества общего и высшего образования
Значительное внимание сфере образования оказывают специализированные и неспециализированные научные сообщества: психологи, педагоги, экономисты, философы, социологи. Но между ними нет диалога. «Все работают на собственных грядках, не заглядывая, что там растёт у соседа.» Разобщённость и вынужденна ...