Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5 – 9 классах

Страница 4

Рассолодели от безделья

Нету фарту

Осенняя путина

Привыкли парнишкой помыкать

Посадить на мушку птиц

-Выпишите из текста диалектные слова.

Писатель постоянно подчеркивает, что выраженная в форме диалектизмов речь, колоритна, близка разговорной, усиливает эмоциональное восприятие. Пятиклассники легко ориентируются в тексте, не смущаясь диалектизмов, некоторые устойчивые обороты надолго западают в детскую память (например: «лихорадка болотная», «привязалась как банный лист», «чуть с ума не лишился»).

IV

. Итоговая беседа

В конце урока заключительное слово учителя.

— Понравился ли рассказ «Васюткино озеро»?

— Происходили ли с вами подобные истории в лесу?

VI

. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания мы предложили ребятам написать рассказ о ситуации, схожей с той, что случилось с Васюткой. Постараться описать свои мысли, чувства, поступки, а если не бывали в такой ситуации, то есть возможность пофантазировать.

-Можно предложить нарисовать иллюстрации к наиболее запомнившимся и понравившимся эпизодам и оформить в классе выставку выполненных работ.

Второй урок посвящен анализу прозаического текста.

Тема второго урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро ». Человек и природа в рассказе

Цели урока:

обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного словесного рисования и комментированного чтения.

План урока:

1. Работа с текстом (7 мин).

2. Работа в группах (15 мин).

3. Комментированное чтение эпизода (8 мин).

4. Сочинение-миниатюра (10 мин).

Словарная работа

: пейзаж.

Ход урока

I

. Работа с текстом

Урок начинаю с беседы.

Беседа.

Обсуждение содержания рассказа на втором уроке выявит осознанное восприятие ребятами произведения.

— Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?

— Как относился Васютка к взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?

— Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?

— Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?

— Что помогло Васютке провести первую ночь?

— Где провел мальчик вторую ночь? Почему ему было очень тяжело?

— Чем отличалась третья ночь?

— Что, по-вашему, помогло Васютке выйти на берег Енисея?

— Почему озеро назвали именем мальчика?

— Чему можно поучиться у Васютки?

II

. Работа в группах

1. Встречи Васютки с миром живой природы (птицы, рыбы). Как и

почему относился Васютка к окружающей его фауне? Ученики сделают наблюдения, что Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в то же время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.

2. Поведение Васютки в лесу.

Основным в наблюдениях ребят будет то, что послужит ответом на вопрос: что же припомнил Васютка из того, «чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников». Они расскажут, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Ребята отметят, что смекалка, сноровка и вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях.

3.Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

Ребята отметят, что мальчик постоянно размышляет, у него очень пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии.

III

. Комментированное чтение эпизода

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Понятие математических навыков
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительные навыки – важная составляющая математических навыков. Поэтому для начала нужно рассмотреть их общее понятие. Большая часть математических навык ...

Методы, приемы, средства обучения компьютерной графике
Одним из самых распространенных приемов обучения компьютерной графике является комбинированное занятие, которое имеет неоднородную структуру и обладает рядом достоинств: обеспечивает многократную смену видов деятельности, обеспечивает обратную связь и управление педагогическим процессом, способству ...

Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
Стратегия развития школы-интерната№ 169, Красноглинского района включает в себя следующие инновационные изменения: содержание образования: включение вопросов социально-экономического воспитания в предметные программы; усовершенствование методов обучения: исследовательского метода, интерактивных мет ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru