Состав класса и его психологическая характеристика

В списочном составе 5 класса , где я проходила практику, 24 учащихся, из них 15 девочек, 9 мальчиков. Изучение иностранного языка в пятом классе в данной школе находилось на начальной стадии, и дети только начинали знакомиться с особенностями устной и письменной английской речи, а также с ее фонетическими особенностями.

В данном возрасте (10-11 лет) постепенно раскрывается смысл учебной деятельности. С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. Но вместе с тем противоречий здесь очень много. Стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или отрицательным отношением к учению, «наплевательским» отношениям к оценкам (это может быть реакцией на неудачи в учении, на конфликт с учителем). Переживание своих учебных неудач подросток маскирует безразличием и равнодушием, бравадой, снижение интереса к учению может объяснить каким-либо увлечением (шахматы, спорт, филателия и т. д.).

В способах усвоения учебного материала познавательные процессы начинают приобретать качественно иную характеристику. В мышлении проявляется способность к абстрагированию, образованию новых понятий. Устойчивый произвольный характер имеют процессы внимания, памяти, интеллектуальной работоспособности. Характерной для данного возраста является склонность к теоретизированию с проявлением признаков личностного эгоцентризма. Подросток пытается выразить свою личную позицию, свое участие в возможных изменениях этих явлений, обнаруживая своеобразный эгоцентризм юношеского мышления.

Произвольность психических процессов позволяет подростку не только накапливать определенный объем знаний по изучаемым учебным дисциплинам, но и систематизировать их с учетом ведущих интересов.

Активное внимание, устойчивая интеллектуальная работоспособность, способность к логическому осмыслению запоминаемого материала и отвлеченности мышления служат показателем уровня развития познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте» .

Развитие восприятия идет по линии нарастания содержания и объема, становится плановым, последовательным, преднамеренным, всесторонним. Подросток способен к более сложному анализу и синтезу воспринимаемых предметов и явлений. Можно наблюдать развитие логического восприятия.

Формируется устойчивое произвольное внимание. Ярко выражена избирательность. Нарастает объем внимания, а также способность к переключению. Совершается переход к послепроизвольному вниманию. Подросток уже способен организовывать и контролировать свое внимание.

Память становится более произвольной. Процессы запоминания поддаются организации и контролю. Увеличиваются быстрота запоминания и объем материала, хранящегося в памяти. Механическое запоминание уступает место логическому, осмысленному. Улучшается продуктивность памяти. В памяти устанавливаются сложные ассоциации.

Нарастает способность к абстрагированию, абстрактному мышлению. Изменяется соотношение между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего, но конкретно-образные компоненты продолжают играть существенную роль в его структуре. Заметно развивается критичность мышления. Апелляция к уму, доверие к интеллектуальным возможностям, стимулирование самостоятельного творческого мышления, показ ограниченности опыта — вот пути развития мышления подростка.

На начальной стадии обучения иностранному языку ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие внимания к его предмету со стороны учеников. К тому же, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, нельзя не отметить, что именно в этот период необходимо заложить основы, которые в будущем позволят ученику легко осваивать премудрости английской речи.

На этом же этапе необходимо заложить основы навыков произношения, как аппроксимированного, так и обычного, так как в данной возрастной группе учебная информация воспринимается быстрее и сохраняется в памяти достаточно долгое время. Ведущую роль здесь будут играть аутентичные тексты.


Другие статьи:

Характеристика места практики
Качканарское профессиональное училище – государственное учреждение начального профессионального образования. Организовано в 1970 году. Училище занималось подготовкой специалистов для строительных организаций. В настоящее время в учреждении образовательный процесс осуществляется в двух отделениях: ...

Анализ деятельности учителя на аутентичность
Следует признать, что в современной российской школьной методике обучения иностранным языкам преимущественно используются дидактизированные тексты, созданные специально для учебных целей, построенные на изученном лексическом и грамматическом материале и носящие информационный характер. Эти тексты ...

Монологическая речь на уроке иностранного языка
Аудирование в обучении монологической речи играет значительную роль. Его используют для введения новой лексики как средство обучения говорению. Говорение может выступать в двух формах: диалог и монолог. Монологическая речь характеризуется большей произвольностью, последовательностью, стройностью, ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru