В своей работе по изучению эпических произведений малой формы мы обращаемся к одному из ярких деятелей современной литературы, писателю с мировым именем, последнему классику современности, как называют его критики – В.П. Астафьеву. Некоторые его произведения включены в программы по литературе в 5-9 классах. "Васюткино озеро" в 5 классе, "Конь с розовой гривой" в 6 классе, «Фотография, на которой меня нет» в 8 классе, «Царь – рыба» в 9 классе.
Такое малое внимание, уделяемое творчеству В.П. Астафьева в 5-9 классах, на наш взгляд не совсем соответствует тому воспитательному, нравственно-психологическому и художественному потенциалу, который заложен в произведениях этого писателя.
Хотелось бы отметить, что по творчеству этого автора методический арсенал нуждается в накоплении.
Хотя уже и есть методические нароботки учителей – словесников, но этого пока еще не достаточно, и поэтому при подготовке к уроку приходится обращаться к литературоведческим материалом. Мы считаем, что заниматься творчеством Астафьева в среднем звене необходимо, ведь там заложена основа нравственности, автор рассказывает о героях ровесниках, живущих сложностями, заботами и традициями сегодняшнего дня и при этом духовно наполненными, наделенными внутренним богатством человеческого чувства.
Герой детства В.П. Астафьева по возрасту близок подросткам. Его психологическая яркость, живой образ, естественность поступков не оставляет в стороне юного читателя. Нравственные ценности не вуалируются в произведении сюжета, а рождаются из понимания причин и значимости поступков героя, как в глазах его самого, так и других окружающих его людей. Подросток, сопереживая герою, погружаясь в его мир, глубоко симпатизируя ему, невольно учится различать доброе и злое в своих поступках и в поступках людей.
В основе рассказов Астафьева лежат детские впечатления самого автора (автобиографические рассказы). Один из таких рассказов («Васюткино озеро») изучается в пятом классе, второй – («Конь с розовой гривой») будет изучаться в шестом классе, в восьмом классе – глава из повести «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет».
От произведения к произведению углубляется проблема нравственного отношения, между человеком и окружающим миром, человеком и человеком. К некоторым произведениям ученики обратятся в старших классах. Им свойственно острое ощущение ценности жизни, бурный протест против сил, противостоящих всему живому, будь то война или людская злоба, стихия или жестокость к природе. Трагическое звучание многих произведений Астафьева не от сознания бессилия.
Астафьев – писатель мужественный. Свое писательское кредо он объяснил так: «Я писал о том, что для меня было личным, кровным, а оказалось, мою тревогу, мою боль разделяют многие и многие».
К утверждающейся, а не угнетающей силе трагического таланта писателя ученик еще обратится, а в пятом классе перед нами воспоминание о детском творчестве, о сочинении ученика В.Астафьева, который, став писателем, вспомнил свой рассказ «Жив!», опубликованный в школьном журнале, и по памяти воспроизвел, наградив, героя именем Вася и озеро – Васюткиным.
В рассказе главное не сюжет, а мальчик, его и помогает нам рассмотреть необычность ситуации, а которую он попал, убедительность его поступков. Борьба с собственным страхом и попытка преодолеть обстоятельства, не дать судьбе сломать себя – это могут ощутить ученики при так называемом замедленном чтении, где есть возможность проследить все этапы путешествия и все нюансы мыслей и чувств героя.
Программа предлагает рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро» для чтения и изучения в пятом классе.
Интерпритация результатов исследования деятельности социального педагога с
педагогически запущенными детьми
В результате использования данных методик получены результаты первичной диагностики по каждому ребенку:
Клиент № 1.
13 лет, 7 класс.
Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин. Успеваемость ниже среднего, «троечник». Отставание в учебе происходит также по медицинским показаниям ...
Работа с программой Фобус на Рабочем месте
Программа Фобус обеспечивает обучение и контроль знаний на Рабочем месте.
Окно программы Фобус (рис. 23) предназначено для работы учащегося.
Рис. 23. Окно программы Фобус, содержащее значки практикумов
Оформление окна Модуля преподавателя соответствует стандартам Windows:
Строка заголовка;
...
Методические рекомендации к изучению темы "Логарифмические
уравнения"
Цели: раскрыть понятие "логарифмическое уравнение"; ознакомить учащихся с основными приёмами и методами решения уравнений этого вида; обеспечить овладение всеми учащимися основными алгоритмическими приёмами решения логарифмических уравнений.
Урок 1 "Решение логарифмических уравнени ...