Анализ средств и методов реализации профессиональной ориентации в школе

Страница 1

Большинство российских школ проводят некоторые работы по профессиональной ориентации школьников. Одной из таких работ является компьютерное тестирование учащихся 8–11 классов на основании приказа Министерства Образования и Науки Республики Татарстан. В тестирование входят тесты по определению профессиональной наклонности учащегося, а также психологические тесты (Н.С. Пряжникова, Г. Айзенка, ориентация «хочу-могу» и т.п.). Программу с тестами школы получают от управления образования в середине учебного года. В тестирование также входит социологический опрос, который выявляет интересы и желания школьников.

Самими школами профессиональная ориентация проводится не столь масштабно как необходимо. Ее качество часто зависит от классного руководителя, который проводит эту работу с классом. Профориентация, проводимая школой, носит односторонний характер. Используются только некоторые ее приемы, такие как профинформация и профдиагностика. Такая ситуация сложилась из-за позиции школы в участии формирования личности ребенка: школа занимается в первую очередь образованием и воспитанием, вся остальная работа проводится в оставшееся время.

Однако стоит отметить, что не всем педагогам безразлична судьба своих учеников. Многие из них принимают активное участие в профессиональной ориентации школьников. В первую очередь учитель предметник может выступить в роли консультанта в своей области, рассказывая учащимся о профессиях связанных с изучением данного предмета, а так же об учебных заведениях, в которых можно получить профессию в данной области.

Современная система образования, как и страна в целом в настоящее время идет по западному пути развития. Он включает в себя и профилизацию старшей школы. В настоящее время все больше школ переходят на профильное обучение в старших классах. Информационный Методический Центр на 2008–2009 учебный год поставил задачу перед педагогами города: «Особенности управления качеством образования в условиях профильного обучения». На сегодняшний день практически не осталось школ, где старшее звено обучается по обычной программе.

Профилизация российских школ происходит на опыте западных стран. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и т.д.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен выбрать один из двух вариантов продолжения образования в школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают не целесообразной раннюю профилизацию (в средней школе).

В США профильное обучение осуществляется на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом, прежде всего, учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования:

1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным;

2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два, последних года обучения в школе;

3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонное возрастает во всех странах и в настоящее время составляет не менее 70%;

4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический, неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический) и три в Германии («язык-литература-искусство», «социальные науки», математико-точные науки-технологии);

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Особенности нетрадиционных форм урока
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поко ...

Специфика работы социального педагога с неполной семьей
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Образовательная составляющая, включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь ...

Роль семьи в воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью
Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.” Велика роль се ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru