Анализ средств и методов реализации профессиональной ориентации в школе

Страница 1

Большинство российских школ проводят некоторые работы по профессиональной ориентации школьников. Одной из таких работ является компьютерное тестирование учащихся 8–11 классов на основании приказа Министерства Образования и Науки Республики Татарстан. В тестирование входят тесты по определению профессиональной наклонности учащегося, а также психологические тесты (Н.С. Пряжникова, Г. Айзенка, ориентация «хочу-могу» и т.п.). Программу с тестами школы получают от управления образования в середине учебного года. В тестирование также входит социологический опрос, который выявляет интересы и желания школьников.

Самими школами профессиональная ориентация проводится не столь масштабно как необходимо. Ее качество часто зависит от классного руководителя, который проводит эту работу с классом. Профориентация, проводимая школой, носит односторонний характер. Используются только некоторые ее приемы, такие как профинформация и профдиагностика. Такая ситуация сложилась из-за позиции школы в участии формирования личности ребенка: школа занимается в первую очередь образованием и воспитанием, вся остальная работа проводится в оставшееся время.

Однако стоит отметить, что не всем педагогам безразлична судьба своих учеников. Многие из них принимают активное участие в профессиональной ориентации школьников. В первую очередь учитель предметник может выступить в роли консультанта в своей области, рассказывая учащимся о профессиях связанных с изучением данного предмета, а так же об учебных заведениях, в которых можно получить профессию в данной области.

Современная система образования, как и страна в целом в настоящее время идет по западному пути развития. Он включает в себя и профилизацию старшей школы. В настоящее время все больше школ переходят на профильное обучение в старших классах. Информационный Методический Центр на 2008–2009 учебный год поставил задачу перед педагогами города: «Особенности управления качеством образования в условиях профильного обучения». На сегодняшний день практически не осталось школ, где старшее звено обучается по обычной программе.

Профилизация российских школ происходит на опыте западных стран. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и т.д.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен выбрать один из двух вариантов продолжения образования в школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают не целесообразной раннюю профилизацию (в средней школе).

В США профильное обучение осуществляется на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом, прежде всего, учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования:

1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным;

2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два, последних года обучения в школе;

3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонное возрастает во всех странах и в настоящее время составляет не менее 70%;

4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический, неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический) и три в Германии («язык-литература-искусство», «социальные науки», математико-точные науки-технологии);

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Характеристика музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время
В начале XX века музыкальная жизнь в Челябинском Урале не носила централизованного характера. При клубах, заводах, театрах проводились музыкальные вечера. Их проводили любительские музыкальные коллективы. После 1917 года в ряде городов Челябинской области были открыты музыкальные учреждения, впос ...

Психологические особенности юношеского возраста
В научных исследованиях психологии высшей школы содержатся результаты исследований индивидуальных и возрастных особенностей студентов (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева, И.С. Кон, И.В. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, В.Т. Лисовский, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, И.М. Слободчиков, А.А. Смирнов, С.Д. См ...

Методы исследования факторов формирования интереса у учащихся пятого класса
Итак, при анализе литературы и методических источников по теме мотивации было выявлено, что результаты изучения мотивации становятся основой для планирования процесса её формирования. Зная необходимость исследования мотивации, мотивов и эмоций, способствующих появление и удержанию у пятиклассников ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru