Общие методы решения уравнений
В методической литературе принято все методы, на которых основана школьная линия уравнений и неравенств с 7 по 11 классы, делить на три группы:
метод разложения на множители;
метод введения новых переменных;
функционально-графический метод.
В данной работе мы рассмотрим третий метод, а именно, использование графиков функций и различных свойств функций.
К применению функционально-графического метода школьников необходимо приучать с самого начала изучения темы «Уравнения».
Решение некоторых задач может быть основано на свойствах монотонности, периодичности, четности или нечетности и т.п. входящих в них функций.
Анализ школьных учебников
Проанализировав учебники, можно сделать вывод, что данная тема рассматривается только в учебниках математики нового поколения. Построение курса в этих учебниках осуществляется на основе приоритетности функционально-графической линии. В остальных учебниках функционально-графический метод решения уравнений и неравенств в отдельную тему не выделен. Использование свойств функции для решения задач упоминается вскользь при изучении других тем. В новых учебниках содержится также достаточное количество заданий этого типа. В учебнике содержатся задания повышенного уровня. Приведена наиболее полная система заданий, систематизированная по каждому свойству функции.
Учебник |
А.Г.Мордкович «Алгебра и начала анализа 10-11», учебник для общеоб-разовательных учреждений |
А.Г.Мордкович, П.В.Семенов «Алгебра и начала анализа 11», учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) |
С.М.Никольский и др. «Алгебра и начала анализа 11», учебник для общеобразовательных учреждений |
А.Н. Колмогоров и др. «Алгебра и начала анализа 11», учебник для общеобразовательных учреждений |
Ш.А. Алимов и др. «Алгебра и начала анализа 10-11», учебник для общеобразовательных учреждений |
Место в курсе |
Глава 8 «Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств» (последняя тема курса) |
Глава 6 «Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств» (последняя тема курса) |
Глава II «Уравнения, неравенства, системы» |
Нет отдельно выделенной темы. Но в теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» формулируется теорема о корне, которая используется в дальнейшем изучении |
Нет отдельно выделенной темы |
Содержание темы |
§56 Общие методы решения уравнений и неравенств ( |
§27 Общие методы решения уравнений и неравенств ( |
Уравнения (неравенства)вида §12*Нестадартные методы решения уравнений и неравенств (использование областей существования функций, неотрицательности функций, ограниченности, использование свойств sin и cos, использование производной) |
Свойство монотонности функции, четности-нечетности (при выводе формул корней тригонометрических уравнений) |
Упоминается свойство монотонности при разборе примера в теме «Показательная функция» |
Примеры рассматриваемых уравнений и неравенств |
(
|
|
Решить уравнение Сколько корней, принадлежащих данному промежутку, имеет уравнение |
Решить уравнение |
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, ...
Развивающее обучение по системе Эльконина-Давыдова
В предыдущем параграфе не раз упоминалось о развивающем обучении по системе Эльконина-Давыдова. Рассмотрим основные аспекты инновационной системы обучения этих двух великих учёных.
В начальной школе учат считать, читать и писать. Это обучение нацелено на формирование навыков грамоты. Традиционно ...
Исследование результатов диагностики профессиональной направленности и
успешности учебной деятельности студентов
1. Структурный показатель
Обработка заполненных бланков проводилась отдельно по каждому из 13 тестов с помощью «ключа» к каждому тесту. Данные, полученные в результате проведения каждой методики, переводились в стены в соответствии с нормативной таблицей развития учебно-важных качеств (УВК) (прил ...