Качество вычислительного навыка табличного умножения и деления

Страница 1

Рассмотрев теорию формирования у младших школьников навыков табличного умножения и деления в различных системах обучения, мы решили провести констатирующий эксперимент, с целью определения качества вычислительного навыка у детей. Для этого мы провели внеплановые контрольные работы по традиционной и развивающей системам обучения на базе 3-их классов Горшеченской СОШ Курской области (3 «А» класс занимается по традиционной системе, 3 «Б» по системе Л.В. Занкова). Контрольные срезы проводились в конце 1 полугодия, когда основные вычислительные навыки табличного умножения и деления были сформированы, и включали в себя письменные работы и устный опрос.

Письменные задания состояли из 16 примеров на табличное умножение и деление. Время на их выполнение фиксировалось, что позволило выявить уровень сформированности таких свойств вычислительных навыков как правильность и автоматизм.

В содержании письменного опроса были включены следующие примеры:

5•6 3•7 56 : 7 16 : 4

9•2 2•9 49 : 7 18: 3

7•5 6•9 8: 2 18 : 2

7•4 6•5 9 : 3 10 : 2

В содержание устного опроса были включены следующие задания:

1) Рассмотри суммы:

2+2+2

4 + 7 + 4 + 4

3 + 3 + 6 + 3

9 + 9 +18 + 18

3 + 2 + 3 + 1 + 3

7 + 7 + 7

- Какие из них можно заменить умножением?

- Почему?

2) Рассмотри произведения:

7 • 3

2 • 5

25• 2

□•4

- Что показывает в них каждое число?

- Замени произведение суммой.

3) Чем похожи выражения? Чем отличаются?

1•2+1

2•2+2

3•2+3

4•2+4

5•2+5

Можно ли каждое выражение заменить произведением двух чисел? Объясни ответ.

Для оценки качества вычислительных навыков мы воспользовались исследованиями М.А. Бантовой и Ф.В. Варегиной, которые, как говорилось выше, выделили свойства полноценного вычислительного навыка: правильность, осознанность, рациональность, обобщённость, автоматизм, прочность.

Для оценки правильности авторы ввели коэффициент правильности, который равен отношению правильно решённых примеров к их общему числу:

Кправ = n \ N,

где n – количество правильно решённых примеров, N – количество всех примеров, предложенных для решения.

Опытным путём были установлены уровни сформированности правильности навыка: высокий уровень – коэффициент правильности не менее 0,98 (ученик выполнил работу без ошибок или допустил одну ошибку); средний уровень – коэффициент правильности 0,84 – 0, 95 (допустил 2 – 3 ошибки); низкий уровень – коэффициент правильности 0,78 – 0,82 (допустил более трёх ошибок).

Автоматизм характеризуется временем, в среднем затраченным на нахождение одного результата. Опытным путём было установлено, что навык обладает высоким уровнем автоматизма, если ученик находит результат одного примера в среднем не более чем за 5 секунд; средним – от 8 до 16 секунд; низким – более 16 секунд.

Результаты контрольной работы показали:

а) в традиционной образовательной системе высоким уровнем сформированности правильности вычислительного навыка обладают 74% детей (14 человек), средним – 16% (3 человека), низким – 10% детей (2 человека);

в системе Л.В. Занкова – высокий уровень у 82% детей (14 человек), средний – у 18% детей (3 человека);

б) в традиционной образовательной системе высоким уровнем сформированности автоматизма вычислительных навыков табличного умножения и деления обладают 63% детей (12 человек), средним – 32% детей (6 человек), низким – 5% детей (1 человек);

В системе Л.В. Занкова – высокий уровень автоматизма у 59 % детей (10 человек), средний – 35 % (6 человек), низкий – 6 % детей (1 человек).

Результаты среза наглядно можно представить в виде таблиц №1 и №2.

Таблица 1

Характеристика правильности вычислительных навыков

Образовательная система

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Традиционная система

74%

16 %

10 %

Система Л.В. Занкова

82%

18%

0%

Таблица 2

Характеристика автоматизма вычислительных навыков

Образовательная система

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Традиционная система

63 %

32 %

5 %

Система Л.В. Занкова

59 %

35 %

6 %

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Отрывки из произведений Я.А. Коменского
О развитии природных дарований .Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и , наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Т ...

Формы контроля уровня достижений учащихся
Не менее важно продумать систему форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формы итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено/не зачтено», так и по балльной шкале. С целью повышен ...

Формы и методы обучения
Методы обучения (деятельностный компонент) рис.2 обозначены с помощью двух встречных стрелок. Направленная слева направо отражает доминирующее влияние учителя на ученика. При наличии реального сотрудничества учителя и учащихся встречные стрелки изменяют свое направление и оказываются направленными ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru