Педагогика - предмет, задачи, функции

Информация о педагогике » Педагогика - предмет, задачи, функции

Страница 14

Каждый вдумчивый, творчески работающий педагог стремит­ся предвидеть поведение, поступки, действия ученика, прогнози­рует развитие и формирование его личности, осуществляет управ­ление педагогическим процессом.

Прогнозирование как функция педагогического мониторинга завершает цикл изучение — диагноз — прогноз. Однако эта логи­ческая структура в практике работы чаще всего относится лишь к начальному периоду, ибо продуктивность педагогического процес­са определяется, прежде всего целью (задачами). Без цели не мо­жет быть самого педагогического процесса. Прогноз и содержит цель, на реализацию которой направлен педагогический процесс.

Цель определяет деятельность и общение, в процессе которых изучается личность школьника. Таким образом, в практике рабо­ты чаще всего выступает такая логическая формула:

Прогноз (цель) Деятельность, Изучение Диагноз Прогноз общение

Педагог, систематически изучая учащихся, учитывает законо­мерности развития личности; распознает внутренний мир ребенка, который необходимо учитывать в организации процессов обучения и воспитания, при прогнозировании поведения и деятельности воспитуемых; сопоставляет разнообразные взаимосвязи, взаимодействия, взаимообусловленности качеств, свойств личности; учитыва­ет их взаимокомпенсацию, которые создают в каждый данный мо­мент "новый узор" гармонии данной личности в данных условиях. Все это создает почву для прогностической деятельности.

Чаще всего диагностируется "западающее звено", от нарушения гармонии личности; следовательно, и прогнозирование логично строить по линии проектирования путей восстановления гармонии, исправления искривлений, восстановление и создание здорового стереотипа вместо негативного и т. п. Диагноз — по "западающему звену", прогноз - по комплексу личности. Здесь могут быть выделе­ны два направления: "подтягивание западающего звена" или ком­пенсация его за счет развития "соседних звеньев".

Гармония личности быстрее восстанавливается при условии реализации важнейшего педагогического принципа, сформулиро­ванного А. С. Макаренко, который заключается в том, что, проек­тируя личность воспитанника, педагог должен всегда опираться на его положительные стороны, на них строить свои педагогические влияния. Только тогда он может ожидать положительный резуль­тат своей работы, даже с очень запущенными в воспитательном от­ношении детьми.

Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личнос­ти становилась полноценной, богатой, неповторимой. При этом пе­дагог не забывает об активной позиции самого ребенка, поэтому, проектируя процесс ликвидации "западения", он стремится к тому, чтобы школьник осознал свои "минусы", проникся уверенностью, что он должен и сможет от них избавиться, он должен доверять сво­ему учителю, воспитателю, которые хотят ему только добра. Это условие часто забывается, и, казалось бы, четко запрогнозированный успех претерпевает неудачу.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Другие статьи:

Историко-педагогический аспект исследования общения
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В истории отечественной социальной психологии выделяют четыре периода. Из которых в первом и четвертом периодах обращалось внимание на общение. Особенностью первого периода (60-е гг. XIX - начало XX в) было зарождение социально-психол ...

Программа коррекции педагогической запущенности
1. Нормативно-правовая основа программы. Конвенция ООН о правах ребенка Конституция Российской Федерации Закон РФ «Об образовании» 2. Цели программы: · Искоренить недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению детей в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива. · ...

Письмо Макаренко А.С. по его творчеству
Уважаемый Антон Семенович! Сейчас в 21 веке одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является ваша педагогическая система. Ваши идеи долгое время не признавались официальной педаго ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru