Педагогика - предмет, задачи, функции

Информация о педагогике » Педагогика - предмет, задачи, функции

Страница 14

Каждый вдумчивый, творчески работающий педагог стремит­ся предвидеть поведение, поступки, действия ученика, прогнози­рует развитие и формирование его личности, осуществляет управ­ление педагогическим процессом.

Прогнозирование как функция педагогического мониторинга завершает цикл изучение — диагноз — прогноз. Однако эта логи­ческая структура в практике работы чаще всего относится лишь к начальному периоду, ибо продуктивность педагогического процес­са определяется, прежде всего целью (задачами). Без цели не мо­жет быть самого педагогического процесса. Прогноз и содержит цель, на реализацию которой направлен педагогический процесс.

Цель определяет деятельность и общение, в процессе которых изучается личность школьника. Таким образом, в практике рабо­ты чаще всего выступает такая логическая формула:

Прогноз (цель) Деятельность, Изучение Диагноз Прогноз общение

Педагог, систематически изучая учащихся, учитывает законо­мерности развития личности; распознает внутренний мир ребенка, который необходимо учитывать в организации процессов обучения и воспитания, при прогнозировании поведения и деятельности воспитуемых; сопоставляет разнообразные взаимосвязи, взаимодействия, взаимообусловленности качеств, свойств личности; учитыва­ет их взаимокомпенсацию, которые создают в каждый данный мо­мент "новый узор" гармонии данной личности в данных условиях. Все это создает почву для прогностической деятельности.

Чаще всего диагностируется "западающее звено", от нарушения гармонии личности; следовательно, и прогнозирование логично строить по линии проектирования путей восстановления гармонии, исправления искривлений, восстановление и создание здорового стереотипа вместо негативного и т. п. Диагноз — по "западающему звену", прогноз - по комплексу личности. Здесь могут быть выделе­ны два направления: "подтягивание западающего звена" или ком­пенсация его за счет развития "соседних звеньев".

Гармония личности быстрее восстанавливается при условии реализации важнейшего педагогического принципа, сформулиро­ванного А. С. Макаренко, который заключается в том, что, проек­тируя личность воспитанника, педагог должен всегда опираться на его положительные стороны, на них строить свои педагогические влияния. Только тогда он может ожидать положительный резуль­тат своей работы, даже с очень запущенными в воспитательном от­ношении детьми.

Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личнос­ти становилась полноценной, богатой, неповторимой. При этом пе­дагог не забывает об активной позиции самого ребенка, поэтому, проектируя процесс ликвидации "западения", он стремится к тому, чтобы школьник осознал свои "минусы", проникся уверенностью, что он должен и сможет от них избавиться, он должен доверять сво­ему учителю, воспитателю, которые хотят ему только добра. Это условие часто забывается, и, казалось бы, четко запрогнозированный успех претерпевает неудачу.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Другие статьи:

Фрагмент урока для 6-го класса по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Комментарии к уроку Тип данного урока – обобщение и систематизация знаний. Его основная цель – закрепить основные понятия, связанные со сложением и вычитанием дробей с разными знаменателями. Приведенный способ применения коллективной формы учебной деятельности учащихся подходит как для данной те ...

Закономерности и принципы обучения детей дошкольного возраста
Традиционно в истории дошкольной дидактики теоретические основы обучения определялись исходя из общих дидактических характеристик процесса обучения, а именно: - обучение основано на учете психологических закономерностей развития детей дошкольного возраста; - опирается на ведущую роль педагога; ...

Структура педагогической системы
В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой , представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы. Сначала коротко рассмотрим некоторые а ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru