Каждый вдумчивый, творчески работающий педагог стремится предвидеть поведение, поступки, действия ученика, прогнозирует развитие и формирование его личности, осуществляет управление педагогическим процессом.
Прогнозирование как функция педагогического мониторинга завершает цикл изучение — диагноз — прогноз. Однако эта логическая структура в практике работы чаще всего относится лишь к начальному периоду, ибо продуктивность педагогического процесса определяется, прежде всего целью (задачами). Без цели не может быть самого педагогического процесса. Прогноз и содержит цель, на реализацию которой направлен педагогический процесс.
Цель определяет деятельность и общение, в процессе которых изучается личность школьника. Таким образом, в практике работы чаще всего выступает такая логическая формула:
Прогноз (цель) Деятельность, Изучение Диагноз Прогноз общение
Педагог, систематически изучая учащихся, учитывает закономерности развития личности; распознает внутренний мир ребенка, который необходимо учитывать в организации процессов обучения и воспитания, при прогнозировании поведения и деятельности воспитуемых; сопоставляет разнообразные взаимосвязи, взаимодействия, взаимообусловленности качеств, свойств личности; учитывает их взаимокомпенсацию, которые создают в каждый данный момент "новый узор" гармонии данной личности в данных условиях. Все это создает почву для прогностической деятельности.
Чаще всего диагностируется "западающее звено", от нарушения гармонии личности; следовательно, и прогнозирование логично строить по линии проектирования путей восстановления гармонии, исправления искривлений, восстановление и создание здорового стереотипа вместо негативного и т. п. Диагноз — по "западающему звену", прогноз - по комплексу личности. Здесь могут быть выделены два направления: "подтягивание западающего звена" или компенсация его за счет развития "соседних звеньев".
Гармония личности быстрее восстанавливается при условии реализации важнейшего педагогического принципа, сформулированного А. С. Макаренко, который заключается в том, что, проектируя личность воспитанника, педагог должен всегда опираться на его положительные стороны, на них строить свои педагогические влияния. Только тогда он может ожидать положительный результат своей работы, даже с очень запущенными в воспитательном отношении детьми.
Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой. При этом педагог не забывает об активной позиции самого ребенка, поэтому, проектируя процесс ликвидации "западения", он стремится к тому, чтобы школьник осознал свои "минусы", проникся уверенностью, что он должен и сможет от них избавиться, он должен доверять своему учителю, воспитателю, которые хотят ему только добра. Это условие часто забывается, и, казалось бы, четко запрогнозированный успех претерпевает неудачу.
Анализ современных учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов
по геометрии
Метод геометрических преобразований – метод обоснования некоторых отношений между объектами евклидовой геометрии, например, равенство, параллельность, подобие и др. Для доказательства теорем и решения задач (в частности, задач на построение) метод геометрических преобразований (как частный случай м ...
Урок работы с акриловыми красками
Первое занятие по данной теме посвящено освоению техники работы с акриловыми красками. Урок начинается с беседы, дети высказывают свои предположения по поводу нового материала. Зачитывается доклад, из которого дети должны узнать много нового об этом виде искусства и его происхождении. Если в данной ...
Основные категории педагогики Коменского: «природа
человека», образование, принципы, содержание образования, методы обучения и
воспитания
В "Великой дидактике" как и в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с ...