Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся на уроках физики

Информация о педагогике » Развитие учащихся в процессе обучения физике » Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся на уроках физики

Страница 1

Новые жизненные условия выдвигают особые требования к молодым людям, вступающим в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными. Поэтому перед педагогической наукой стоит задача развития мышления учащихся и умения творчески применять знания на практике.

Как уже было сказано ранее, цель обучения - развитие ученика, в частности его интеллекта. Основа этого процесса - его самостоятельная познавательная деятельность. На уроках физики можно развивать у своих учеников: мышление, образовательные, коммуникативные и практические умения, нравственные идеалы, эстетические представления. Психологи выделяют следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, индукция, дедукция, абстрагирование, конкретизация. Под практическими умениями считают: работа с книгой, справочником; написание реферата, проведение наблюдения, составление задач, постановка эксперимента, решение изобретательских задач, составление рецензии и другие.

Существует несколько подходов, основа которых - самостоятельная познавательная деятельность.

Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи "обучение через открытие". В рамках этого подхода ученик сам открывает явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, не известные ему ранее. При этом он опирается на цикл познания: от наблюдения и опытов к построению абстрактной модели (выдвижение гипотезы), далее вывод теоретических следствий и их экспериментальная проверка. Примером урока такого типа может быть занятие, на котором учащиеся в группах ведут себя как экспериментаторы и стараются получить новые сведения о свойствах магнитов на опыте, ответив на вопросы карточек.

Карточка № 1. Явление намагничивания.

Карточка № 2. Полюсы магнита.

Карточка № 3. Появление магнитных свойств.

Карточка № 4. Взаимодействие полюсов магнита.

Карточка № 5. Изучение магнитного поля постоянного магнита

Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать своё мнение и понимать чужое, вести критику, искать позиции, объединяющие обе точки зрения и находить компромисс. Рассмотрим реализацию данного подхода при проведении урока "Будущее электроэнергетики: традиционные или нетрадиционные источники энергии?"

Организуется несколько групп учащихся, которые заранее готовятся к занятию, каждая по своей теме. Обсуждались следующие вопросы:

производство электроэнергии на электростанциях, использующих традиционные источники энергии;

нетрадиционные источники электроэнергии;

проблемы передачи электроэнергии;

энергосистемы и их необходимость;

экологические последствия работы электростанций (ЭС).

Имитационный подход. Класс разбивают на бригады или группы, каждая из которых самостоятельно работает над общим заданием, имитируя то или иное учреждение, фирму. Итоги деятельности затем обсуждаются, оцениваются, определяются лучшие, наиболее интересные. Примером применения такого подхода может быть урок защиты проектов усовершенствование барометров, выдача патента на дифракционную решетку, урок "Что случится, если…?" (например, пропадет тяготение).

Проблемное обучение - метод, в основу которого положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников к активному участию в разрешении этих проблем. Решение проблемы начинается с её постановки - первый этап. На следующем этапе ученик пытается найти выход из затруднения. В ходе поиска нового решения появляются идеи, догадки, которые либо отвергаются, либо принимают за рабочую гипотезу. Третий этап включает разработку способов проверки гипотезы и её осуществления.

При изучении молекулярного строения вещества возникает вопрос: почему тела не распадаются на отдельные молекулы, между которыми есть промежутки? Пронаблюдав соединения свинцовых цилиндров, двух кусочков пластилина ребята делают вывод о притяжении молекул. Новый вопрос: почему не слипаются кусочки парафина, листочки бумаги? Учащиеся быстро понимают: для соединения кусочков парафина - их нужно нагреть, а листочки бумаги - смочить. Проверяют гипотезу экспериментально и делают вывод о притяжении молекул на расстоянии, сравнимых с их размерами. Новая проблема: почему есть промежутки между молекулами? Ребята предполагают, что между молекулами есть отталкивание и проверяют вывод экспериментально.

Часто постановка проблемы и попытка её решения облегчается, если имеется возможность привлечь самих учащихся к проведению экспериментальных исследований по обнаружению закономерностей. Например, при изучении архимедовой силы вместе с классом выясняем, от чего она зависит. Выдвигаются различные гипотезы: сила зависит от массы, объёма, плотности тела, глубины погружения, рода жидкости. Класс разбивается на группы, каждая из которых проверяет экспериментально одну из гипотез. При подведении итогов результаты отдельных групп обсуждаются поочередно, а затем делают общий вывод: выталкивающая сила зависит от объёма тела и плотности жидкости. Формируем мыслительную операцию анализ при выполнении заданий типа:

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Фрагмент урока для 8-го класса по теме «Квадратный корень из произведения»
Комментарии к уроку Данный урок является уроком изучения нового материала по теме «Квадратный корень из произведения». Его основная цель - вывести формулу квадратного корня из произведения и сформировать опыт в выполнении исследовательских заданий. Урок разработан таким образом, что учащиеся, пу ...

Арт-терапия
Арт-терапия – реабилитационная технология, основанная на использовании средств изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов, аниматоров и др. 1. Вид деятельности Художественно-творческая, прикладная, изобразител ...

Базовое обучение информатике в школе
Появление и начальное становление информатики как науки относится о второй половине прошлого века. Область интересов информатики – это структура и общие свойства информации, а так же вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самы ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru