Педагогика - предмет, задачи, функции

Информация о педагогике » Педагогика - предмет, задачи, функции

Страница 15

Главный смысл прогностической деятельности учителя заклю­чается в том, чтобы предупредить или искоренить отклонение в образовании, развитии, формировании личности ребенка, в самом начале, чтобы ликвидировать возможность перерастания этих не­значительных отклонений в педагогическую запущенность.

В процессе обучения неоднократное возвращение к диагностическим методам. Контроль успеваемости предполагает наличие элементов диагностики – проверка (получение информации о степени освоения материала) и оценивание (документально фиксируется как отметки). Итоги проверки – основа для оценивания. Отметка – 5,4,3 – не число, но приписываемое к числу суждение (оценка всегда качественная – «хорошо», «отлично»). Отметка может быть в виде балла, %, в буквенном обозначении (А, В). количественное значение отметки может фиксироваться не только через 5 бальную шкалу, но и через 12-бальнуй, 10, 2-х или 100-бальную. До революции в России существовала 6-бальная система (от 0 до 5), в настоящее время положительные оценочные суждения – 3-бальная шкала.

В системе образования России в 1998-2001 гг. проводилась экспериментальная проверка новых оценочных шкал в различных регионах, поиск оптимального варианта. Показано, что наиболее удобна в использовании на сегодняшний день 12-бальная шкала (10 + 2 экстремальные оценки: «1»- «спасайте», ребенок нуждается в интенсивной индивидуальной помощи либо переводе в специализированное учреждение; «12» - «ура», необходимость в переходе на специальную программу, повышенного уровня сложности.

Существует принципиально другие оценочные шкалы. Например, во французских лицеях используется 20-бальная шкала, в которой общий результат аттестата максимум 20 баллов. Каждый предмет имеет свой удельный вес в этих 20-и баллах, причем балловое значение профильных дисциплин выше чем предметов общего характера. Как следствие реален конкурс дипломов при продолжении образования, трудоустройстве.

Количественное значение уровня обученности в % выражается через показатель усвоения (продуктивность обучения) – О, О – оценка успеваемости, колеблется от 100 %(полное усвоение) до 0%(отсутствие усвоения)

О = Ф/П*100%, где

Ф – фактический объем усвоенных ЗУН, П – полный объем ЗУН

Требования к диагностике результатов обучения:

Объективность (отсутствие личных симпатий, критерии оценки и т.д.)

Системность (регулярность)

Гласность (объяснение мотивов выставления оценок, публичность оглашения, обсуждение итогов и т.д.)

Альтернатива традиционным методам контроля: контроль не на выходе, а на входе (функции контроля качества обучения в грамматических школах Великобритании передана университетским комиссиям, к которым на период сдачи экзаменов прикрепляется школа)

Основные методы педагогической диагностики:

наблюдение (может быть включенным, «конспиративным»- когда наблюдатель участник совместной деятельности с объектом исследования; а может быть невключенным, «открытым» - в случае если объект знает что за ним ведется наблюдение. Примеры: включенное – наблюдение на экскурсии, занятия в творческой студии; невключенное – плановое посещение учебных занятий);

устный опрос (виды – диагностическая беседа (по заранее разработанному плану), свободный обмен мнениями (т.е. интервью), групповое собеседование.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17


Другие статьи:

Уровневая система регуляции двигательных функций
Работы И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна показали, что всякий моторный акт является результатом работы не раз и навсегда фиксированной группы мышц и совокупностью всегда одних и тех же импульсов, а очень подвижной, легко перестраивающейся функциональной системой, включающей импульсы, св ...

Методы исследования факторов формирования интереса у учащихся пятого класса
Итак, при анализе литературы и методических источников по теме мотивации было выявлено, что результаты изучения мотивации становятся основой для планирования процесса её формирования. Зная необходимость исследования мотивации, мотивов и эмоций, способствующих появление и удержанию у пятиклассников ...

Место курса в образовательном процессе
При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса; какие общеучебные и профильные умения и н ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru