степенью соответствия теоретических знаний и умений их практического использования в профессиональной деятельности.
Для оценки качества образовательного процесса создается «…диагностически обоснованная система непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих деятельность…», т.е. система педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития.
Место педагогического мониторинга в логике педагогического процесса. Начало этой деятельности – постановка конкретной задачи: педагог должен знать уровень развития коллектива, уровень развития, образованности и воспитанности каждой отдельной личности. Он должен знать ту микросреду, в которой находится его воспитанник. Далее, организовывая свою собственную деятельность, направленную на личность школьника, его деятельность, отношения, которые возникают между участниками педагогического процесса, на обстоятельства и условия, педагог изучает, избирает, отслеживает эффективность намеченных или уже избранных форм, методов и средств. Он отбирает и прогнозирует результативность избранных им влияний (прямых, косвенных, непосредственных, опосредованных). На следующем этапе, когда влияния "перерабатываются" в личности школьника, педагог отслеживает те внутренние процессы, которые доступны для изучения, диагностирования, прогнозирования; он проектирует возможные варианты деятельности школьника, изучает и отслеживает мотивы его деятельности, предполагает перспективу реализации поставленной задачи. Наконец, достигнув определенных результатов в педагогическом процессе, он оценивает их, отслеживает положительные и отрицательные "сдвиги" в развитии, образовании и формировании личности школьника. Таким образом, педагогический мониторинг "присутствует" на всех этапах педагогического процесса.
Из истории вопроса. В разные времена, под разными углами зрения рассматривался вопрос изучения учащихся. Так, великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" (Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1950. Т. 8. С. 23). Он советовал педагогам "изучать сколь возможно тщательно физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие обстоятельства", вести "истории воспитания" каждого ученика. Его высказывания об изучении детей стали крылатыми, являются источниками в современной постановке вопроса.
Л. Н. Толстой требовал бережного отношения к ребенку, постоянного его изучения. Без этого невозможно воспитывать подрастающее поколение, утверждал великий гуманист.
Большое внимание к изучению детей мы видим в трудах таких видных русских педагогов-психологов, как А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт. Эти ученые не просто призывали к изучению детей, но и разрабатывали методы изучения, давали рекомендации по их применению. Так, А. Ф. Лазуркский внес большой вклад в разработку метода наблюдения за поведением детей, а также обосновал метод естественного эксперимента. П. Ф. Лесгафт требовал всестороннего изучения детей для того, чтобы правильно использовать воспитательные средства.
Работа с видеофрагментами
Одна из основных возможностей видео не свойственная никаким другим средствам наглядности – это способность создания речевой среды, которой так недостаёт учащимся при обучении иностранному языку. Количество новых лексических единиц не должно превышать 3-7 и большинство из них учащиеся понять из сит ...
Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей. Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши.
Методом проб и ошибок, кропотливых поисков в научных публикациях и собственных инноваций постепенно выработался подход ...
Характеристика образовательного процесса в современных
гимназиях и лицеях
Обучение в российских школах в свете новых реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов). Хотя в России существует единая образовательная система, все-таки учебные планы от школы к ш ...