Педагогика - предмет, задачи, функции

Информация о педагогике » Педагогика - предмет, задачи, функции

Страница 12

степенью соответствия теоретических знаний и умений их практического использования в профессиональной деятельности.

Для оценки качества образовательного процесса создается «…диагностически обоснованная система непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих деятельность…», т.е. система педагогического мониторинга.

Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития.

Место педагогического мониторинга в логике педагогического процесса. Начало этой деятельности – постановка конкретной задачи: педагог должен знать уровень развития коллек­тива, уровень развития, образованности и воспитанности каждой отдельной личности. Он должен знать ту микросреду, в которой на­ходится его воспитанник. Далее, организовывая свою собственную деятельность, направленную на личность школьника, его деятель­ность, отношения, которые возникают между участниками педаго­гического процесса, на обстоятельства и условия, педагог изучает, избирает, отслеживает эффективность намеченных или уже избран­ных форм, методов и средств. Он отбирает и прогнозирует резуль­тативность избранных им влияний (прямых, косвенных, непосред­ственных, опосредованных). На следующем этапе, когда влияния "перерабатываются" в личности школьника, педагог отслеживает те внутренние процессы, которые доступны для изучения, диагно­стирования, прогнозирования; он проектирует возможные вариан­ты деятельности школьника, изучает и отслеживает мотивы его деятельности, предполагает перспективу реализации поставленной задачи. Наконец, достигнув определенных результатов в педаго­гическом процессе, он оценивает их, отслеживает положительные и отрицательные "сдвиги" в развитии, образовании и формирова­нии личности школьника. Таким образом, педагогический мони­торинг "присутствует" на всех этапах педагогического процесса.

Из истории вопроса. В разные времена, под разными угла­ми зрения рассматривался вопрос изучения учащихся. Так, вели­кий русский педагог К. Д. Ушинский писал: "Если педагогика хо­чет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна преж­де узнать его тоже во всех отношениях" (Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1950. Т. 8. С. 23). Он советовал педагогам "изучать сколь воз­можно тщательно физическую и душевную природу человека во­обще, изучать своих воспитанников и окружающие обстоятельства", вести "истории воспитания" каждого ученика. Его высказывания об изучении детей стали крылатыми, являются источниками в со­временной постановке вопроса.

Л. Н. Толстой требовал бережного отношения к ребенку, по­стоянного его изучения. Без этого невозможно воспитывать подра­стающее поколение, утверждал великий гуманист.

Большое внимание к изучению детей мы видим в трудах та­ких видных русских педагогов-психологов, как А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт. Эти ученые не просто призывали к изучению детей, но и разрабатывали методы изучения, давали рекомендации по их применению. Так, А. Ф. Лазуркский внес большой вклад в разра­ботку метода наблюдения за поведением детей, а также обосновал метод естественного эксперимента. П. Ф. Лесгафт требовал всесто­роннего изучения детей для того, чтобы правильно использовать воспитательные средства.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Другие статьи:

Условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчеств ...

Изучение дислалии, как формы речевого нарушения, в работах Правдиной О.В
Отечественный дефектолог, большое значение уделяла развитию дислалии, т.е. именно она предприняла попытки к изменению термина «косноязычие» на термин «дислалия» – расстройство речи. Как я уже писала в предыдущей главе, Правдина О.В. вместо общепринятых трех форм дислалии выделяет только две: орган ...

Возрастные особенности учащихся в 5-6 классах
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина позволили систематизировать огромный фактический материал, накопленный в области детской психологии. Л.С. Выготский ввел новую единицу анализа детского развития. Ею являются не отдельные психические процессы, которые изучает общая, генет ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru