История возникновения и развития берестяного промысла

Информация о педагогике » Народные ремесла в системе художественного образования » История возникновения и развития берестяного промысла

Страница 4

Все прочие многочисленные предметы, которые делали из бересты народы Приамурья, по способам изготовления можно разделить на пять видов.

Коробки (или сосуды) первого типа детали из одного квадратного или прямоугольного куска бересты, края которого загибали вверх; а затем на двух противоположных сторонах, по углам, складывали в виде треугольников и закрепляли в таком положении по верхнему краю двумя-тремя дополнительными берестяными накладными - узкими (2-3 см.) полосками, наложенными одна на другую, а иногда дополнительно - толстым прутом или палочками на противоположных сторонах. Сначала накладку вместе с краем коробки зажимали по всему периметру (или окружности) несколькими зажимами и прокалывали это насквозь шилом в нескольких местах. Через эти отверстия затем протягивали корень, сшивая все слои бересты вместе. Проколов каждое отверстие, мастерица вставляла в него заранее заготовленную иглицу из дерева в виде заостренной спички - так они фиксировали отверстия, чтобы они не смещались.

Для шитья берестяных сосудов использовали корни ели или тальника, которые заготавливали на островах в весеннее время; каждый корень расщепляли вдоль надвое с помощью ножа. С корней обычно снимали кожицу, свернув их в рулончики, вешали для просушки на амбарах. Перед употреблением их несколько часов вымачивали в воде.

Способов прошивания краев сосудов корнями были самые разные и имели орнаментальный характер: “строчкой”, косыми или прямыми крестиками, “елочками”, “скобочками" и т.п. Иногда все слои бересты прошивали, не выходя за края сосуда, в других случаях обшивали через край, укладывая витки корня вертикально, вплотную один к одному.

Описанным выше способом делали различные предметы: большие, до 50 см. в диаметре, низкие блюда и маленькие коробочки - черпачки, ковшики с палочкой - рукоятью. В некоторые сосуды с высокими стенками внутрь вставляли дополнительный берестяной вкладыш, приделывали вертикальную ручку из сучка дерева и использовали его как ведро для воды, без дополнительного внутреннего вкладыша, - это были корзинки для ягод.

Второй тип берестяных изделий - это коробки или сосуды цилиндрической формы, сшитые из одного куска бересты с дополнительным дном. Вертикальный шов проходил сбоку, здесь бересту склеивали рыбьим клеем и сшивали крапивной ниткой. Дно деревянное (у ульгей и нивхов) или берестяное (у верховых нанайцев и удэгейцев) пришивали крапивными нитками или корнем. Не только верхний, но и нижний край изделия укрепляли дополнительными двумя-тремя накладными берестяными полосками шириной 2-3 см. Как было описано выше, эти полоски вместе с краем изделия, а иногда и дополнительным фиксирующим прутом обшивали корнем через край аккуратной красивой обшивкой.

Цилиндрические сосуды удэгейцев иногда были не круглыми, а овальными в плане, причем средняя часть овала делалась более узкой (в целом плане это было похоже на восьмерку). Удэгейские сосуды цилиндрической формы и способы обработки краев изделий: дополнительные накладные полоски бересты закреплялись с помощью рыбьего клея, а края сосуда обшивались не корнем, а крапивной или жильной ниткой. Подобная техника была известна и негидальцам. Небольшие группы удэгейцев, жившие на притоках Амура и общавшиеся с нанайцами, позаимствовали от них технику обработки краев сосудов корнями. Иногда удэгейцы для закрепления верхних краев крупных сосудов применяли не берестяные накладки, а тонкие дощечки шириной 4-5 см., они прокалывали их шилом и закрепляли также с помощью ниток. Такие дощечки иногда вставляли между берестяными накладками. Удэгейские и многие негидальские берестяные сосуды второго типа отличались и тем, что края донцев у них обклеивали сначала цветной тряпочкой и затем прикрепляли к сосуду нитками.

Коробки цилиндрической формы имели разнообразное применение. Узкие и высокие (высотой до 30 см., диаметром 10-12 см.) употреблялись для хранения ложек и палочек для еды; в более низких и широких коробах, украшенных орнаментом, невеста везла угощение новой родне при переезде в дом мужа; в них возили подарки (муку, крупу) при обычных поездках в гости; в коробах цилиндрической формы, но без орнамента рыбаки брали с собой пищу, уезжая на рыбалку на целый день.

Переселяясь на летнее стойбище, в такие коробки укладывали чайную посуду.

Сосуды или коробки третьего типа делали из квадратного или прямоугольного куска бересты, вырезая на углах его глубокие клинья. Бересту сгибали по этим вырезам и сшивали. Получались сосуды с четырехугольным дном, круглым или овальным устьем, которое обрабатывали так же, как уже описывалось выше (накладывали берестяные полоски и прошивали корнем вместе со стенками изделия). Некоторые ульгские мастерицы обшивали края полосой ровдуги. Подобные изделия были различны по высоте и объему (высота от 5-7 до 50 см., соответственно менялись и ее остальные размеры). Применение таких коробов было весьма разнообразным. Нанайцы, например, использовали сделанные указанным способом коробы, сильно вытянутые по длине (длина 60 см., высота 20 см.), накладными крышками с бортиками, как своеобразные чемоданы

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Основные проблемы детей из неполной семьи
Неполная семья, при всей своей жертвенности и героических усилиях матери, не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, под которой психологи понимают обычно весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение (в том числе и творческое) социальных ролей и ...

Особенности дидактической системы Л.В. Занкова
Первым, кто в период советской школы совместил решение практических задач с теоретическими исследованиями, был ученик Л.С. Выготского известный педагог, психолог Л.В. Занков (1901 -1977). С 1957 по 1960гг. его лаборатория работала в одном из классов 172 школы г. Москвы. С 60 по 80 гг. XX в. прошел ...

Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков
Актуальность проблемы социальной дезадаптации детей и подростков в последние годы значительно возросла, что отмечается специалистами различного профиля, работающими с данной категорией лиц. Одной из групп риска по указанному фактору является группа детей с умственной отсталостью (УО), что особенно ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru