Народные ремесла в системе художественного образования

Информация о педагогике » Народные ремесла в системе художественного образования

Актуальность данной темы состоит в том, что ремесло является неотъемлемой частью народного и декоративно-прикладного искусства, которое в свою очередь образуется в часть художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества - искусством профессиональных творцов.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных творцов, воплощенные народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

В народном искусстве выделяют два направления: художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву, глиняную игрушку, ювелирные изделия, подносы, лаковые миниатюры, берестяные изделия и т.д.

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительный и утилитарный моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, влияют на его образ жизни. Известный советский исследователь народного искусства А.Б. Салтыков писал: ”Значение окружающих нас вещей никогда не ограничивается одним практическим, узкоутилитарным употреблением. Будучи связаны с удовлетворением тех или иных потребностей, они всегда вызывают разные чувства и мысли, желания и стремления, удовольствие или неудовольствие и т.д., иначе говоря, всегда несут в себе какое-нибудь психологическое содержание. Эта сторона предметов прикладного искусства весьма значительна…”. (19 с.26)

Традиционное народное искусство становится основой для воспитания и формирования ценностей, исторически сложившихся и проверенных временем.

Приятно отметить, что в настоящее время существуют школы народных промыслов, разрабатываются учебные программы и все это в целом способствует духовному, художественному и нравственно-эстетическому образованию подрастающего поколения на материале народного искусства. Через осмысление традиций прошлого, приходит осознание своей близости к наиболее чистым и древним истокам национальной культуры.

Широта образования очень важна при условии нацеливания учащихся на овладение традициями, на воспроизведение лучших образов народного искусства.

Цель народного ремесла в системе художественного образования: привести учащихся к творчеству, вызвать интерес и не оставаться на “примитивном” уровне.

Цель дипломной работы - совершенствование методики народных ремесел в детской художественной школе, на примере традиционного берестяного промысла.

Задачи дипломной работы:

Выполнение эскизов комплекта женских аксессуаров.

Определить наиболее гармоничную модель аксессуаров.

Разработка эскизов орнамента аксессуаров.

Изготовление комплекта женских аксессуаров в технике прорезная береста.

Разработка блока уроков, на основе авторских программ по теме дипломной работы.

Методы исследования дипломной работы - подбор и анализ необходимой литературы в области преподавания берестяного промысла:

методические пособия, авторские и составительские программы, методические разработки, учебные пособия, плановой документации, психолого-педагогической и исторической литературы.

Состав дипломной работы:

Методическая записка (исторический аспект по теме дипломной работы, ход работы над художественно-творческой частью дипломной работы, методика работы по реализации темы диплома в учебной деятельности с детьми).

Художественно-творческая часть дипломной работы (комплект женских берестяных аксессуаров в технике прорезная береста).

Методические пособия (иллюстративный материал):

исторические аналоги;

современные аналоги;

детские работы;

фотографии комплекта женских берестяных сумок;

элементы выполнения художественно-творческой части дипломной работы;

элементы выполнения техники орнамента.


Другие статьи:

Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков овладения речью, с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуаль ...

Сущность метода проектов
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским ...

Речь. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблеме развития речи посвящены работы таких исследователей, как М.С. Соловейчик, А.А. Леонтьев, Львов М.Р., Т.А. Ладыженская, Жинкин Н.И., С.Л. Рубинштейн и др. С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru