История возникновения и развития берестяного промысла

Информация о педагогике » Народные ремесла в системе художественного образования » История возникновения и развития берестяного промысла

Страница 2

Эволюция орнамента шемогодской бересты связана хронологически с тремя периодами:

конец XVIII - середина XIX века;

вторая половина XIX века - до 1918 года;

с 1918 года, т.е. с момента организации артеля.

Это деление в какой-то мере условно, но соответствует основным этапам развития промысла.

Первый период жизни просечной бересты изучать трудно, т.к. вещей сохранилось очень мало. Прародительницей знакомой всем резьбы можно считать берестяную шкатулку конца XVIII века из Вологодского музея. Изображенные сценки напоминают лубочные картинки. Они не мудрены по содержанию, но сколько в них юмора, занимательности, доброты, народного восприятия жизни!

В целом, первый период характеризуется появлением черт собственного шемогодского орнамента, отличающегося преобладанием традиционных мотивов, пластичностью, условной трактовкой образов. Целесообразность, утилитарность вещей еще преобладает над их декоративностью.

Начиная с середины века, внутри промысла появились две линии: одна, свидетельствующая о возможности дальнейшего развития ремесла, другая - о тревожных симптомах возможной гибели еще окончательно не оформившегося в художественном отношении искусства.

Казалось бы, промысел живет полнокровной жизнью, но одно дело выставочные вещи, и совсем другое - рыночные. В отчетах Особого губернского комитета по кустарным промыслам содержится много жалоб на скупщиков “которые вредят кустарным промыслам”. Вещи, сделанные по заказу, были дешевы и очень плохи.

Одним из крупных мастеров второго периода развития промысла, мастером, который уберег его от гибели, был Афанасий Вепрев. Вещи Вепрева и его круги были великолепны не только по форме и мастерству исполнения, но и в орнаментальном отношении. Основа орнамента - замысловатый завиток, вырастающий их стержня - побега и оканчивающийся чаще всего розеткой, одним или тремя листиками.

Поиски новых орнаментальных форм привели к появлению в этот период геометрических фигур, строгость которых смягчала гибкостью растительных мотивов.

Вепревские стилевые новшества, являющие собой высокую культуру и вкус художника, были шагом вперед в развитии шемогодского орнамента. Рыночные же вещи были грубы и безвкусны. Видимо, по этой причине их почти нет в музее. Орнамент подобных изделий составляют аляповатые гроздья винограда, мудреные завитки будто сняты с папильоток.

Таким образом, на втором этапе орнамент развивался, обогащался новыми формами, но процесс этот шел медленно, за счет работы нескольких мастеров. В целом же, под влиянием потребительского, в основном купеческого вкуса декоративное убранство вещей начинает довлеть над их обиходным назначением. Потеря целесообразности приводит к чрезмерной эффективности орнамента, его измельченности.

Третий период жизни шемогодской резьбы исследован наиболее полно.

В 1920-е годы, как об этом рассказывают мастера М. Угловская и С. Вепрева, в артели “Художник" не было творческого отношения к делу. Резчики по бересте долго работали по вышивальным образцам букетных рисунков, а иногда и по кружевным сколкам. Между тем, известно, что именно в эти годы огромное количество резных берестяных изделий шло за границу. Эти высокохудожественные работы принадлежали Н.В., А.И. и Н.Я. Вепревым и выполнялись по специальным заказам.

В 1930-е годы начинаются активные поиски нового стиля, новых орнаментов и сюжетных форм. Это направление вело к обогащению орнамента новым художественным содержанием на основе выверенных профессиональных традиций (круг работ Вепревых), к органическому слиянию сюжетных образов с орнаментальными, к лаконичному и чистому звучанию ритмов.

Вместе с тем, прямолинейное понимание темы и сюжетов зачастую приводило к натуралистической трактовке образов, к отрицанию условности как свойственного народному искусству художественного метода. К сожалению, в последующие годы существования артели это направление стало преобладающим, хотя и не означало полной потери художественного мастерства.

О том, что шемогодский промысел угас, писали много. Думается, что всякий раз имеется в виду закрытие промысловой шемогодской артели, ибо говорить о гибели искусства резьбы по бересте мы не можем и теперь. Оно существует не смотря на то, что из-за нерадивого отношения за два месяца в 1958 году было “свернуто нерентабельное производство”. Талантливые резчики, живущие на Шомоксе, заняты сейчас как разнорабочие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Теория и методология профессиональной ориентации
При выборе профессии у выпускника школы возникает множество вопросов, порой очень противоречивых. Многие родители, думая о будущем своего ребенка не учитывают мнение и способности самого ребенка, не редко ориентируясь не на возможности и желания ребенка, а на престиж и прибыльность будущей професс ...

Программа предметно-практической деятельности
Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы в материале и освоении соответствующей ему технике обработки, приемов работы, пользование инструментами. Разнообразие форм предметно-практической деятельности предполагает дальнейшее обогащение сенсорного опыта старшеклассников как ос ...

Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетенции педагога дополнительного образования
Инновационная деятельность учителя - социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выходящий за пределы нормативной деятельности (Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика. Учебное пособие) Педагог дополнительного образования - это ключевая фигура, от профессионализма котор ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru