И по сей день резчики с Шомоксы удивляют нас своими новыми работами как бы в доказательство живучести и традиционности народного творчества. Замечательные произведения последних лет А. Марковой, Л. Чупровой-Балагуровской. Особенно хороши их сувениры - “вологодские даренки”, матрешки, книжные закладки, детские погремушки. Сколько вкуса, изобретательности, теплоты и сердечности в матрешках талантливой А. Марковой, как серьезно, мастеровито “вяжет узорочье” на берестяных блюдах Л. Чупрова!
Возрождение шемогодской резьбы как народного промысла в новом понимании этого слова возможно и необходимо. Для этого нужна лишь организация художественной артели или фабрики.
Также берестяной промысел имел огромное значение для народов Сибири. Коренное население Сибири многоязычно, пестро. На территории Сибири расположены Бурятский, Тувинский и Якутский автономные округа. В Тюменскую область входит Ханты-Мансийский национальный округ, жители его - ханты и манси. В Ямало-Ненецком национальном округе и в Усть-Енисейском районе Таймырского края проживают ненцы, с ними на Таймыре соседствуют энцы и нганасаны. В состав Красноярского края входит также Эвенский национальный округ. Эвенки (тунгусы) живут, кроме того, в Прибайкалье, в Читинской области, на юге Якутии. На территории Эвенского национального округа и на Таймыре живут долгане - “северные якуты”, как их еще называют. Наконец, на севере Якутии расположены селения эвенков и юкагиров, а по берегам Енисея и подкаменной Тунгуски - поселки кетов.
Естественно, что все эти народы отличаются один от другого не только лингвистическими и антропологическими признаками, но и разной по происхождению, содержанию, образному строю национальной художественной культуры.
Национальная художественная культура народов Сибири - это прежде всего народное декоративное искусство, народные художественные ремесла и промыслы. По всей территории Сибири проживает сегодня много потомственных мастеров народного искусства - резчиков по дереву, костерезов, ювелиров, мастериц по художественной обработке бересты, шкур и меха.
Береста в прошлом использовалась в хозяйствах народов Приамурья чрезвычайно широко. Охотники и рыбаки покрывали ею шалаши в летнее время, ее употребляли на подстилки для спанья в шалашах, из бересты делали колыбели, лодки, вееры, всевозможные предметы домашнего обихода, трафареты узоров для рукоделия и т.п.
В конце мая, в июне, июле мужчины вооружившись специальными длинными (до 30-40 см.) ножами с рукоятями длиной 80-100 см., отправлялись в тайгу за берестой. Они отыскивали толстые березы с ровным без изъянов берестяным покровом. На дереве делали длинный, до 1-1,5 м. вертикальный надрез, вверху и внизу его - два горизонтальных, кольцевых. Некоторые снимали бересту “винтом”, делая спиралевидные разрезы на коре.
Заготовленную кору для придания ей эластичности варили, ее свертывали в толстые рулоны, перевязывали их и ставили в большие котлы, подвешенные над кострами на улице. В воду иногда добавляли костяки различных рыб, так что при варке получалось нечто вроде слабого рыбного бульона. Удэгейцы между слоями бересты прокладывали листья папоротника, а сам рулон заворачивали в кедровую кору. Процесс варки продолжался 3-5 часов. Если рулон был очень высок, сильно выступал из воды, его после варки переворачивали другим концом вниз и варку повторяли. Обработанная таким образом береста становилась мягкой и эластичной, как кожа, ее можно было сшивать крапивными нитками. Из такой бересты изготавливали тиски-полотнища, которыми накрывали шалаши, укрывали от дождя поклажу в лодках, подстилали их в шалашах; бересту сшивали в несколько слоев по длине, делая полотнища в 3-4 метра, их окаймляли берестяными каймами, чтобы края не рвались. Рыбаки и охотники в летнее время возили эти полотнища, свернутые в рулоны, с собой, они были нужны постоянно.
Для изготовления сумочек, мешков, ведер, коробок, шляп, корзинок бересту чаще всего не варили, но осторожно нагревали над огнем, отчего она размягчалась и становилась гибкой; а также легко расслаивалась на тонкие пласты, что было необходимо для орнаментации изделий. Для любых работ по бересте требовались следующие инструменты: ножи, несколько деревянных “вилок” - зажимов - дяораку, небольшое шило - гиоко.
Большие берестяные мешки для ягод и другой поклажи делали из длинных широких полос бересты, перегнутых пополам и сшитых по бокам корнями тальника (а иногда закрепленных деревянными спицами). Для хранения предметов женского рукоделия широко применялись своеобразные сумочки и портфелики с орнаментированными накладными клапанами сверху; они также сшивались по бокам нитками. Тоже плоскими в виде “кошелечков" полукреглой формы с одним малым отверстием делали солонки - капту.
Организация устных вычислений учащихся
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их ...
Технология обучения учащихся игре в баскетбол
Баскетбол — популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможнос ...
Профессиональная направленность личности
В психологической литературе рассмотрению профессиональной направленности личности посвящены труды К.М Гуревича, Е.А Климова, Н.Д Левитова, А.Н. Леонтьева, Л.М Митиной.
Согласно исследований таких зарубежных ученых как Р. Доре (1983), М.С. Каланиди (1980), Е. Х. Эриксон (1968), профессия, выбранн ...