История возникновения и развития берестяного промысла

Информация о педагогике » Народные ремесла в системе художественного образования » История возникновения и развития берестяного промысла

Страница 5

Их покрывали орнаментом со всех сторон и хранили в них одежду, предназначенную в приданое невесте. В высоких и широких коробах этого типа хранили муку, крупу. В небольших таких коробочках складывали женские украшения.

Четвертый тип изделий представлял собой комбинацию третьего со вторым: к коробкам третьего типа пришивали цилиндрический верх. Высокие и узкие, такие сосуды служили для хранения палочек и ложек для еды, а более широкие употреблялись для других целей. Изделия этого типа были известны всем народам Амура.

Сосуды и коробки второго, третьего, а иногда и четвертого типа делались часто с крышками, в зависимости от их назначения. Обычно крышки вырезали в виде круга из бересты, к нему подшивали второй слой в качестве “подкладки”. Из узкой полоски бересты сворачивали кольцо и подшивали его к крышке внизу как бортики, входившие внутрь сосуда.

У нанайцев и удэгейцев (меньше у ульгей), помимо упомянутых четырех, бытовал еще пятый тип сосудов. Длинные и узкие, они были похожи на цилиндрические изделия второго типа, но это только на первый взгляд, такие изделия не имели вставного дна и делались иначе - из длинных узких кусков бересты, перегнутые пополам. По бокам их сшивали нитками, а уголки внизу загибали вверх и прикрепляли к стенкам. Устье было круглое или овальное, его отделывали также, как и у сосудов других типов, - с помощью накладных полос бересты и обшивки корнем. Такие сосуды за веревочную петлю подшивали к поясу, отправляясь за ягодами, а дома их вешали на стену.

Берестяную посуду, как и деревянную, народы Нижнего Амура делали как повседневную, обиходную, так и праздничную, подарочную, и тогда ее богато орнаментировали. Различные мелкие плоские блюда (первого типа), в которых мыли рыбу, черпаки, которыми вычерпывали воду из лодки, не орнаментировали. Однако даже ведра в большинстве случаев мастерица украшала хотя бы неприхотливым узором. Из всех пяти типов обычно не орнаментировали сосуды пятого типа.

Техника орнаментации берестяных изделий была разнообразна.

Одним из способов был следующий. На специальных дощечках, употреблявшихся для женских рукодельных работ, из тонких слоев расслоенной бересты вырезали орнаменты, окрашивали их в черный цвет и приклеивали рыбьим клеем к стенкам сосудов или пришивали к основе тонкой ниткой очень мелкими и редкими, почти незаметными стежками, причем нитки также окрашивали в цвет узора. Иногда из тонких слоев бересты вырезали длинный орнаментальный “пояс”, которым обертывали весь сосуд (так украшали изделия второго типа).

Более трудоемким был такой способ орнаментации: кусок бересты, из которого делали сам сосуд (второй тип), окрашивали в черный цвет и на нем маленьким костяным ножичком намечали рисунок узора (который с помощью берестяного трафарета накладывался сверху). Затем по линии узора бересту надрезали маленьким металлическим ножичком и фон осторожно соскабливали с основы - оставался черный узор. Белый фон иногда выкрашивали желтой, голубой или другой краской.

Широко применялся способ тиснения орнамента. Для этого брали бересту, вываренную и немного подкрашенную в коричневый цвет отваром ольховой коры. На обработанной таким образом бересте рисовали узор костяным ножичком или тупой стороной металлического ножа. Окончательный узор наносили тиснением: тонкой заостренной костяной палочкой или костяным ножичком его выдавливали косыми параллельными короткими черточками, “елочкой”, из черточек, точками, крестиками и т.п. Для нанесения на бересту мелких узоров в виде крестиков, кружочков нанайцы применяли штампы, вырезанные из кости или ясеня. Тисненые узоры иногда окрашивали в голубой, желтый или розовый цвета.

Черную краску для раскрашивания орнамента получали из смеси копоти от сожженной сухой травы с растолченной кетовой или щучьей икрой. Черную бересту для орнаментации делали и так: куски бересты в ил на 8-10 дней, после чего ее тщательно мыли в Амуре. Синий цветок чачака, росший около домов, давал синюю краску. Кроме того, ульги привозили с Татарского пролива (от утеса Таба) синий кашень енггиса. Красную краску также получали из камня, привозимого с Татарского пролива. Коричневую краску различной интенсивности давал отвар ольховой или лиственной коры. Пользовались также естественным цветом бересты черной березы. Удэгейцы делали желтую краску из плесневых грибков гнилого дуба. Очень широко все народы Нижнего Амура использовали рыбий клей: когда делали деревянные или берестяные изделия, при орнаментировании, при шитье одежды и т.п. Его изготовляли либо из кожи кеты, зубатки или ленка, нагревая ее над костром, либо из плавательного пузыря рыб осетровых пород.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Игра как метод коррекции
Методов коррекции на сегодняшний день очень много. Одним из методов коррекции является игра. Игра может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ...

Физиологическая основа внимания
Говоря о физиологических механизмах внимания, следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Обычно выделяют пять стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование ...

Взаимосвязь игры и детского конструирования
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Детское конструирование, и особен ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru