История возникновения и развития берестяного промысла

Информация о педагогике » Народные ремесла в системе художественного образования » История возникновения и развития берестяного промысла

Страница 1

Кора березы или бересты издавна использовалась в самых разнообразных целях. Среди последних находок археологов на территории Новгорода имеются “берестяные грамоты" - древнейшие памятники русской письменности, найдены также куски бересты с росписью, тиснением и фигурной резьбой, относящиеся к XI - XIV векам. Эти находки свидетельствуют о том, что художественные изделия из бересты были распространены в быту русского народа с очень древних времен. Однако дошедшие до нас предания, письменные источники и вещи дают возможность составить далеко не полное представление о том, как развивалось это своеобразное искусство. Материал раскопок на Белоозере (б. ростово-суздальская, затем новгородская земля), хранящийся в Вологодском краеведческом музее, свидетельствует о существовании тиснения бересты в XII - XIII веках. Можно предположить, что из новгородских земель, через ростово-суздальские, в силу ряда исторических причин Шемогодская резьба по бересте превратилась в промысел.

В Вологодском музее хранится иллюстрированная рукопись конца XVIII века, написанная в Спасо-Каменном монастыре, находившемся неподалеку от Вологды, на Кубенском озере. Иллюстрации этого любопытнейшего документа представляют собой соединения иконописных и фольклорных мотивов, с явным преобладанием последних. Три листа рукописи имеют изображения берестяных предметов, украшенных резьбой и тиснением. На одном из них - смерть с косой, за ее плечами - короб со стрелами. Короб берестяной, судя по рисунку, украшенный тиснением.

береста народное ремесло образование

Несколько дошедших до наших дней фольклорных произведений содержат упоминание о “сеченой” бересте, также подтверждают мысль о том, что резная береста была известна не только на устюгской земле. Вот отрывок из песни, записанный автором в д. Охоловка Сокольского района (б. Кадниковский уезд):

Папенька, папенька,

Родимый батюшко,

Ты сострой-ка мне ларец,

Ларчик золоченый

С берестой сеченой.

Подтверждением широкой географии бытования ремесла просечной бересты может служить наличие берестяного оклада на Иконе “Благовещение”, принадлежащей М.М. Матвеевой, уроженке Тотьмы. По ее утверждению оклад сделан прапрадедом и является фамильной реликвией. Его орнамент сложен из крупных законченных растительных композиций со змеевидным завершением завитков.

Провести хронологическую границу превращения ремесла просечной бересты в промысел очень трудно. Процесс шел медленно. Возникновение промысла, вероятно, правомерно отнести к концу XVIII века, когда Великий Устюг становился крупным центром северных ремесел (черни по серебру, ткачеству, резьбы по дереву, ориниорти и т.д.), вывозившихся на многочисленные ярмарки и за границу. Такое предположение может быть достоверным еще и потому, что первое упоминание о прорезных берестяных вещах как о товаре мы находим в литературе только конца XVIII столетия.

Ко времени оформления промысла география резьбы по бересте сузилась. Она определялась теперь неким треугольником: Великий Устюг - с. Курово-Наволок - с. Бермятино. Долгое время через скупщиков на ярмарке губернии поступали берестяные поделки не только из деревьев, лежащих на р. Шомоксе, а также и с других волостей: Нестеореровской, Приводинской и даже Брежной слободки Тотемского уезда. Однако, этим ремеслом занимались в основном шемогоды. В 70-80 г. г. прошлого столетия здесь просекали бересту в 14 деревнях 168 мастеров.

Как упоминалось, границы крестьянского ремесла просечной бересты, из которого вырос промысел, были широки. Они доходили до тарногских, тотемских и вологодских земель, соседствовали с архангельскими. Это определило воздействие других видов северных ремесел на орнамент просечной бересты. В разное время в нем усматриваются различные влияния: устюгской черни, росписи и резьбы по дереву, ткачества, просечного железа, резьбы по кости кружевоплетения. Шемогодская резьба дает возможность выявить фольклорное родство разных видов народного искусства, жизнь одного в другом.

Бесспорно, сеченая береста сродни просечному железу, но еще более просечному олову. Об этом свидетельствуют сохранившиеся царские врата в Усть-Выми. Их орнамент состоит из “рокайльных" завитков, он по шемогодскому замысловат и упруг, неглубокий чекан напоминает тиснение. Усиливает сходство слюдяная подкладка, напоминающая фольгу.

Особенно наглядны различные влияния на каймах берестяных поделок. Чаще всего они схожи со строгим классическим узором резной кости или кружева.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Сущность обучения и воспитания как главного объекта изучения педагогики
Обучение и воспитание, являясь главным объектом педагогики, - есть процесс социальный в самом широком смысле. По этому поводу А.С Макаренко писал следующее: «Воспитывает все: люди, вещи, явления и больше всего люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей д ...

Критерии структуризации информационных ресурсов
По виду функционирования ресурса можно выделить: динамический ресурс, содержание которого периодически обновляется и статический ресурс, содержание которого не обновляется. По профилям обучения можно выделить: ресурс, содержащий информацию гуманитарно-филологического направления; ресурс, содержащий ...

Опытно-экспериментальная деятельность по применению презентации Power Point на уроках английского языка
В соответствии с вышеназванной целью было проведено исследование результативности работы с использованием аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка. Для определения степени эффективности применения аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка во время прохождения ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru