Социальный педагог осуществляет социальную диагностику и на её основе составляет программу помощи подростку из неблагополучной семьи. Она может проявляться в воспитании детей; в организации ухода за ними, в оформлении опекунства, усыновления. В защите детей, в заботе о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии; в организации досуга, в повышении образовательного и культурного уровня родителей; в возрождении народных традиций, укреплении духовных связей между членами семьи, в пропаганде здорового образа жизни.
Социальные педагоги вмешиваются в дела семьи в случаях жестокого обращения с детьми. Они работают с семьями группы «социального риска», приходят на помощь семьям в кризисных ситуациях (распад семьи, развод, создание новой семьи, появление нежелательного ребёнка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, отклонения в поведении детей в семье).
Формы работы социального педагога с подростком из неблагополучной семьи очень разнообразны и зависят от структуры и возникших проблем. Ему важно изучить структуру семьи, определить её нужды, потребности, проблемы, сильные и слабые стороны; разобраться в системе взаимосвязей внутри семьи и в её окружении. Формы работы социального педагога учреждения среднего профессионального образования с подростком из неблагополучной семьи могут быть групповые (лекции, анкетирование, диспуты, игра) и индивидуальные (беседа, консультирование). Для этого нужно понять, что связывает семью; проанализировать, как распределяются в ней роли («глава», «снабженец», «родитель», «воспитатель»), знать, как адаптируется семья к изменяющимся условиям. В микрорайоне училища есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Эти семьи не выполняют жизненно-важные для развития и социального становления ребёнка функции. Многие родители самоустранились от воспитания детей. Напряжённость возрастает от того, что усиливается расслоение семей по уровню доходов, растёт число разводов, внебрачных детей; растёт число пьющих семей, ведущих социально-аморальный образ жизни; разрушается традиционная структура семьи, меняются старые общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. В результате оказалась разрушенной многовековая, спонтанная передача народного педагогического опыта от родителей к детям, от старших к младшим, утрачены многие ценности, которые веками считались основой воспитания. В этих условиях перед училищем, перед социальными педагогами встали серьёзные задачи, а именно: социально-экономическая, правовая, психолого-педагогическая поддержка семей; забота о детях, создание и развитие социально-педагогической базы воспитания и развития детей по месту жительства семей; оказание помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом изучении детей, в оздоровлении условий семейного воспитания; налаживание социальной коррекционной работы с детьми из неблагополучных семей; налаживание контакта с детьми путём создания атмосферы доверительности в общении с ними психологического комфорта; организация семейного досуга и спортивно-оздоровительной работы в учреждении среднего профессионального образования; оказание помощи в адаптации детей к взрослой жизни и выборе профессии, вовлечение в социально активную деятельность других специалистов (правоохранительные органы, психологи, медработники, учреждения дошкольного образования и другие).
Содержательно-организационные вопросы экспериментальной работы
В задачи нашего исследования входило определить насколько важно учитывать социально-психологическое обеспечение при педагогическом воздействии в начальных классах. Исследования проводились нами в качестве наблюдений за работой учителей начальных классов. Было проведено два исследования. В течении ...
Основные проблемы детей из неполной семьи
Неполная семья, при всей своей жертвенности и героических усилиях матери, не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, под которой психологи понимают обычно весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение (в том числе и творческое) социальных ролей и ...
Характеристика мизансценического решения
Выбран оптимальный способ отражения сценического действия, передачи смысла поступков и чувств персонажей, есть в театральном представлении образное отражение особо важных по смыслу моментов сценического действия. Расположение актеров в пространстве сцены в отдельные моменты спектакля была таковой, ...