Взаимодействие и отношения подростка с родителями — один из наиболее частых предметов социально-педагогической заботы и внимания. Именно здесь скрыт источник большинства конфликтов, нарушающих нормальное течение как семейной жизни в целом, так и жизнедеятельности подростка как самостоятельного существа. Вместе с тем эти отношения допускают возможность косвенного влияния на ребёнка со стороны социального педагога (например, в ситуациях коррекции поведения, социальной реабилитации и др.).
В работе с подростком из неблагополучной семьи используются следующие диагностические методы: анализ документов; наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояния психики клиента); беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану); анкета; тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
В ходе изучения отдельного подростка из неблагополучной семьи социальный педагог может составить своеобразный «паспорт» семьи, куда желательно включить:
- список всех членов семьи с указанием их имён, дат рождения (смерти);
- краткие характеристики членов семьи;
- наиболее важные для каждого члена семьи события;
- анализ того, чем держится семья (сплочённость, разделенность её членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат);
- описание и анализ внешней среды (жилищно-бытовые условия, соседство, местная, демографическая, экономическая, экологическая, коммуникативная ситуация);
- сведения о социальном статусе семьи и её членов, об их национальной и религиозной принадлежности, образовательном и социокультурном уровне;
- анализ проблем и потребностей семьи (реалистичны ли ожидания перемен, каковы возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем);
- оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной помощи, в какой именно.
«Паспорт» подростка из неблагополучной семьи выступает одной из форм «карты семьи», позволяющий систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме. В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления, вся оперативная информация накапливается в приложениях к паспорту. Для индивидуальной работы с подростками можно составить, например, карту обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних. Она заводится на несовершеннолетних от 15 до 18 лет с явными признаками различных форм социального неблагополучия. Выявляются дети через преподавателей, а также через органы общественного порядка на местах. Особенность данного документа: заполнение его непосредственно связано с основным содержанием труда социального педагога, поэтому оно требует длительного времени и не может быть регламентировано по срокам заполнения. Ряд пунктов, несущих объективную статистическую информацию, заполняется сразу (пункты 1-8). Сбор информации по остальным пунктам сопряжён с необходимостью непосредственно с работой коллектива, а также с образом жизни данной семьи, её педагогическими способностями, асоциальными привычками, системой ценностей. Здесь должны проявиться все профессиональные качества социального педагога, приобретенные в процессах подготовки: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и делать соответствующие выводы. Сбор информации по данной карте сопряжён с определёнными трудностями, связанными с необходимостью тесных контактов с обследуемым подростком из неблагополучной семьи для получения достоверных данных о её ценностных ориентациях, духовных потребностях, нравственных принципах.
Система упражнений для обучения аудированию на разных этапах
Так как аудирование является очень сложным видом речевой деятельности, то по-прежнему для учащихся представляет трудность восприятия иностранной речи на слух, несмотря на то, что большинство слов, которые они слышат им знакомо из обучения чтению. Именно поэтому необходима специальная система упраж ...
Особенности детского творчества
Творчество в широком смысле слова — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта — художественного произведения, картины, механического прибора. Результатом творчества может явиться и научн ...
Формы организации обучения
Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию ...