Организация социально – педагогической деятельности с подростком из неблагополучной семьи в условиях учреждения среднего профессионального образования

Информация о педагогике » Организация социально–педагогической деятельности в условиях учреждения среднего профессионального образования » Организация социально – педагогической деятельности с подростком из неблагополучной семьи в условиях учреждения среднего профессионального образования

Страница 8

Взаимодействие и отношения подростка с родителями — один из наиболее частых предметов социально-педагогической заботы и внимания. Именно здесь скрыт источник большинства конфликтов, нарушающих нормальное течение как семейной жизни в целом, так и жизнедеятельности подростка как самостоятельного существа. Вместе с тем эти отношения допускают возможность косвенного влияния на ребёнка со стороны социального педагога (например, в ситуациях коррекции поведения, социальной реабилитации и др.).

В работе с подростком из неблагополучной семьи используются следующие диагностические методы: анализ документов; наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояния психики клиента); беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану); анкета; тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

В ходе изучения отдельного подростка из неблагополучной семьи социальный педагог может составить своеобразный «паспорт» семьи, куда желательно включить:

- список всех членов семьи с указанием их имён, дат рождения (смерти);

- краткие характеристики членов семьи;

- наиболее важные для каждого члена семьи события;

- анализ того, чем держится семья (сплочённость, разделенность её членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат);

- описание и анализ внешней среды (жилищно-бытовые условия, соседство, местная, демографическая, экономическая, экологическая, коммуникативная ситуация);

- сведения о социальном статусе семьи и её членов, об их национальной и религиозной принадлежности, образовательном и социокультурном уровне;

- анализ проблем и потребностей семьи (реалистичны ли ожидания перемен, каковы возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем);

- оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной помощи, в какой именно.

«Паспорт» подростка из неблагополучной семьи выступает одной из форм «карты семьи», позволяющий систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме. В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления, вся оперативная информация накапливается в приложениях к паспорту. Для индивидуальной работы с подростками можно составить, например, карту обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних. Она заводится на несовершеннолетних от 15 до 18 лет с явными признаками различных форм социального неблагополучия. Выявляются дети через преподавателей, а также через органы общественного порядка на местах. Особенность данного документа: заполнение его непосредственно связано с основным содержанием труда социального педагога, поэтому оно требует длительного времени и не может быть регламентировано по срокам заполнения. Ряд пунктов, несущих объективную статистическую информацию, заполняется сразу (пункты 1-8). Сбор информации по остальным пунктам сопряжён с необходимостью непосредственно с работой коллектива, а также с образом жизни данной семьи, её педагогическими способностями, асоциальными привычками, системой ценностей. Здесь должны проявиться все профессиональные качества социального педагога, приобретенные в процессах подготовки: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и делать соответствующие выводы. Сбор информации по данной карте сопряжён с определёнными трудностями, связанными с необходимостью тесных контактов с обследуемым подростком из неблагополучной семьи для получения достоверных данных о её ценностных ориентациях, духовных потребностях, нравственных принципах.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Методы, используемые в работе социального педагога
Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общ ...

Вклад Г.Н. Волкова в развитие этнопедагогики
Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика". Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович -- наиболее авторитетный у ...

Анализ современных учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов по геометрии
Метод геометрических преобразований – метод обоснования некоторых отношений между объектами евклидовой геометрии, например, равенство, параллельность, подобие и др. Для доказательства теорем и решения задач (в частности, задач на построение) метод геометрических преобразований (как частный случай ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru