Ядром, образующим разновозрастную группу, являются дети, находящиеся в родственных связях, их постоянные воспитатели и помощники воспитателей. Комплектование групп по разновозрастному принципу с обязательным сознанием родственных связей обеспечивает постоянный обмен опытом познания мира, самого себя, других людей. В данных группах складываются условия для самоутверждения, поскольку социальное сравнение осуществляется здесь как «снизу вверх», так и «сверху вниз». Таким образом, возможна самокоррекция уровня притязаний ребенка, снимается тревожность в его поведении.
В группы входят также дети из неблагополучных семей, не являющиеся сиротами, но проживающие в общежитии в виду отдаленности их места жительства от ближайшей школы (по путевкам ГУО).
Такая группа – «семья» аналогична по своему составу многодетной семье, где воспитатели выступают в роли «родителей». В связи с этим кардинально меняется позиция воспитателя в семье: контрольные функции остаются, но приобретают новые формы. В деятельности воспитателя теперь становится главным обеспечение основных прав детей в семье:
право участвовать в решении вопросов жизнедеятельности семьи;
право на добровольное участие в совместной деятельности;
право на доверительное эмоциональное общение;
право на совместную организацию свободного времени.
Воспитатель выступает как инициатор и компетентный участник «семейных советов», «семейного подсобного хозяйства», «семейного бизнеса» т.д.
Каждая из 10 проживающих в школе-интернате разновозрастных групп, имеют свою квартиру, состоящую из:
3-4 спален на 4 - 5- 6 - 7 человек;
гостиной комнаты с мягкой мебелью, телевизором, оснащенной аудио и видеотехникой;
учебной комнаты с набором необходимой мебели для приготовления уроков, шкафов для хранения учебников и учебно- письменных принадлежностей;
мест общего пользования (душ, умывальная комната, туалеты мужской и женский).
Жилые помещения на момент создания квартир – «семей» были обеспечены только самым необходимым набором мебели, а телевизоры и видеомагнитофоны, ковры и паласы, стиральные и швейные машины, чайники и чайную посуду семьи «зарабатывают» в системе экономического стимулирования, на деньги групповых счетов.
В разновозрастной семье наиболее удачно решаются вопросы:
привития воспитанников санитарно-гигиенических норм и правил;
привития навыков экономии и бережливости;
привития умения выполнять коллективные дела.
Социально-экономическое воспитание
Серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни воспитанников–сирот являются отсутствие положительного жизненного опыта. Для получения практических знаний, для искоренения иждивенчества, формирования конкурентоспособной личности в условиях рынка в школе--интернате разработана и функционирует программа «Социально-экономическое воспитание детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения». Серьезной проблемой в сиротском государственном учреждении считается отсутствие готовности выпускников к самостоятельной жизни.
Отсутствие жизненного опыта является очень серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни, поэтому возникает необходимость получать практические знания по курсу товарно-денежных отношений в стенах учреждения.
Педагогический коллектив школы-интерната организует работу так, чтобы воспитанник что-либо делал для самого себя и коллектива в целом. Следовательно, его труд должен быть оплачен. Поэтому разработана система социально-экономического (материального) стимулирования воспитанника, в основу которой легла оценка учебы, дисциплины, общественного полезного труда, участия во всевозможных общих мероприятиях, спорте и т.д.
Экономическое стимулирование ставит своей целью дальнейшую адаптацию детей-сирот в социуме по вопросам экономического планирования собственного бюджета.
Методика составление таблиц умножения и деления
Составление каждой таблицы умножения и соответствующих случаев деления ведется примерно по одному и тому же плану, с постепенным усилением доли самостоятельного участия детей в этой работе. При составлении таблиц используются все те приемы, которые были уже усвоены детьми на предыдущих уроках.
На ...
Декоративно-оформительское
искусство и основы дизайна для учащихся 10-11 классов
В современной системе обучения и воспитания в центре внимания стоят проблемы гармонического развития личности. Главная цель образовательной области «Технология» подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели очень важно подготовить учащ ...
История подготовки педагогов – дефектологов
Дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
Если говорить непосредственно о нашей стране, то долгое время, единственным научно-исследовательским центром в области дефектологии был Экспе ...