Методика составление таблиц умножения и деления

Страница 1

Составление каждой таблицы умножения и соответствующих случаев деления ведется примерно по одному и тому же плану, с постепенным усилением доли самостоятельного участия детей в этой работе. При составлении таблиц используются все те приемы, которые были уже усвоены детьми на предыдущих уроках.

Начинается работа по изучению каждого случая таблицы умножения и деления (с числом 2, 3 и т. д.) с составления таблицы по постоянному первому множителю. При таком подходе в большей мере используется хорошо усвоенный детьми смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых. Дети легко устанавливают связь каждого следующего примера из таблицы с предыдущим. Однако уже здесь с самого начала (начиная с изучения таблицы умножения двух) полезно использовать для получения результата переместительное свойство произведения. Так, скажем, вместо того чтобы складывать 9 раз по 2, вычисляя произведение 2*9, можно заменить этот пример другим: 9*2 — и найти результат так: 9+9=18.

Каждая составляемая впервые таблица умножения того или иного числа должна возникать на глазах у детей, чтобы они уловили и принцип ее составления. Таблица записывается на доске столбиком, затем по отношению к каждому из примеров составляется соответствующий ему пример, получаемый перестановкой множителей, и два примера на деление. С такой работой дети тоже уже хорошо знакомы. Часть работы, поэтому можно выполнить под руководством учителя, а остальную — поручить детям проделать самостоятельно. Эта работа должна обязательно дублироваться на доске, чтобы в тетрадях оказались правильно записанные таблица умножения и соответствующие таблицы деления.

Каждая новая таблица начинается со случая умножения двух одинаковых чисел (например, при изучении умножения четырех: 4*4), так как все предыдущие случаи умножения данного числа являются уже известными — они могут быть получены в рассмотренных ранее таблицах, если переставить множители.

На это обстоятельство стоит обратить специальное внимание детей, а в итоге после рассмотрения каждой таблицы выписывать отдельно те новые случаи из данной таблицы, которые должны быть усвоены на память. Таких случаев всего.

При составлении таблиц полезно использовать наглядные пособия. Это могут быть карточки с изображенными на них парами, тройками и т. п. предметов; «числовые фигуры»; разбитые на равные квадраты прямоугольники; квадратный дециметр, разбитый на квадратные сантиметры, и вырезанный из картона угол, с помощью которого можно отделить заданное число квадратных сантиметров на этом пособии.

При составлении таблиц с использованием этих пособий следует обращать внимание детей на то, как может быть получен каждый следующий результат в рассматриваемой таблице из предыдущего, отрабатывать знание соответствующих рядов чисел. На рисунке 1 показано, как с помощью числовых фигур, на каждой из которых изображено по 3 кружка, можно иллюстрировать произведения при составлении таблицы умножения трех.

Рис 1.

Числа, надписанные над фигурами (например. 6), показывают, сколько взято фигур (второй множитель равен 6), внизу под каждой фигурой записано соответствующее произведение (18). Дети, должны хорошо понять, что его можно получить, пересчитав все кружки, изображенные на этих шести фигурах .

Разобрав такую иллюстрацию один раз, можно в дальнейшем использовать соответствующие рисунки, данные в учебнике по каждой таблице.

Эта же иллюстрация позволяет объяснить наглядно и получение соответствующих частных (внизу записано делимое, а число, записанное сверху, будет указывать, сколько раз по 3 пришлось взять, чтобы его получить).

На этих рисунках, правда, не записаны числа, указывающие номера фигур; деты должны подсчитывать их число для определения результата. Это делает работу с иллюстрацией еще более сознательной. Работа по таким иллюстрациям служит хорошей подготовкой к рассмотрению сводной таблицы умножения, данной на обложке учебника.

После рассмотрения каждой таблицы умножения и соответствующих случаев деления на всех следующих уроках должна проводиться систематическая работа по запоминанию таблиц. Установка на запоминание должна быть с самого начала задана детям. Случаи, которые должны быть усвоены на память, каждый раз выписываются не только в ходе классной работы, но и дома на специально отведенной для этого странице тетради.

Для запоминания легче более краткие формулировки при чтении примеров на табличное умножение. Поэтому их необходимо своевременно ввести и использовать наряду с известными. Это формулировки вида: «2 на 2—4», «6 на 3—18» (или «дважды два — четыре», «трижды шесть— 18»).

В ходе заучивания таблиц важно разнообразить задания, постановку вопросов, внешнюю форму предъявления соответствующих упражнений. Это и решение заданных примеров из таблицы (подряд и вразбивку), и составление учащимися следующего примера из таблицы (например, дается учителем: 6*4= …, ученик отвечает: 24 — и называет следующий пример: 6*5, его решает другой ученик и т. п.), и составление примеров по заданному ответу (на умножение или на деление), причем в данном случае может быть получено не одно решение (12=3*4, 12=2*6, 12=12*1). С ответом 3 может быть получено много примеров на деление и т. п., составление по данному примеру на умножение соответствующего примера на деление, а еще лучше — наоборот, по заданному примеру на деление составлять соответствующий пример на умножение и т. п. Эти упражнения могут быть предложены в игровой форме.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Элективные курсы
Элективные курсы по математике (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Курсы по выбору способствуют созданию условий для существенной дифференциации и индивидуализации содержания обучения математике старшеклассников. В отличие от факультативных ...

Описание методов нетрадиционного рисования
Для того чтобы составить полное представление о нетрадиционных способах рисования опишем наиболее распространенные из них: Самым доступным из многих способов нетрадиционной техники рисования – является рисование пальчиками (пальцеграфия). Его можно использовать начиная с младшей группы. Такое рис ...

Состояние психомоторики у детей со стертой дизартрией
Проведённое исследование общей произвольной моторики у детей со стертой дизартрии показало недостаточную сформированность статической и динамической координации. Уровень развития общей моторики - 80% (см. Таблицу 6). В процессе выполнения заданий у детей со стертой дизартрией мы выявили следующие ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru