Формирование у школьников вычислительных навыков является одной из главных задач начального курса математики, поскольку вычислительные навыки необходимы как для дальнейшего обучения школьников, так и для их практической жизни.
В курсе математики начальной школы и в целом в математической подготовке младших школьников занимает исключительно важное место тема «Табличное умножение и деление». Главная задача в работе над данной темой состоит в том, чтобы, с одной стороны, сформировать у учащихся полноценные вычислительные навыки, а с другой – начать хорошо продуманную перспективную подготовку к введению и последующему усвоению ими приемов внетабличного и письменного умножения и деления.
В связи с этим необходимо организовать учебный процесс так, чтобы повысить качество формируемых навыков. В практике работы традиционной школы с этой целью делаются попытки разнообразить задания и упражнения, выполняемые на разных этапах закрепления. Но, как правило, они основаны на репродуктивной деятельности, однообразны и не вызывают интереса у детей.
Параллельные и интегрированные курсы, альтернативные системы обучения, направленные на развитие учащихся, предлагают свои подходы к решению проблемы, связанной с формированием навыков табличного умножения и деления.
Все это требуют от учителя изучения различных методик, критического осмысления и переработки информации, отбора приемов и средств, способных оказать положительное влияние на процесс обучения младших школьников.
Таким образом, актуальность темы и потребность практики работы школы обусловили ее выбор.
Цель:
изучить методику формирования вычислительных навыков табличного умножения и деления в различных системах обучения.
Объект
исследования: процесс формирования у младших школьников вычислительных навыков.
Предмет
исследования: деятельность учителя по формированию у младших школьников вычислительных навыков табличного умножения и деления в различных условиях обучения и деятельность учащихся в этом процессе.
Гипотеза:
обогащение процесса формирования навыков табличного умножения и деления в традиционной системе обучения специальными учебными заданиями будет способствовать повышению качества вычислительных навыков.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и научно - методическую литературу по данной теме;
2) раскрыть методику изучения основных вопросов темы «Табличное умножение и деление» в различных системах обучения;
3) выполнить сравнительный анализ качества вычислительных навыков, сформированных в различных условиях;
4) разработать систему учебных заданий, направленных на повышение качества вычислительного навыка.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и продуктов деятельности учащихся;
2) педагогическое наблюдение;
3) констатирующий эксперимент;
4) обобщение.
База исследования
: 3 «А» и 3 «Б» классы Горшеченской СОШ №1. Учителя: Быкова Е.Л., Шуклова Н.В.
Практическая значимость
: разработанные по теме исследования задания помогут учителю проводить более эффективную работу по формированию навыков табличного умножения и деления, как в традиционной, так и в альтернативной системах обучения.
Понятие «качество образования»
Слово «качество» производно от слов «как», «какой», «обладающий какими свойствами». В практике обычно пользуются одной из двух трактовок этого понятия – философской или производственной.
Понятие «качество образования» в его философской интерпретации может быть применено и к различным моделям обра ...
Учебный проект «Книга профессий»
На сегодняшний день классификаций профессий по различным признакам достаточно много. Наиболее интересной является классификация, представленная отечественным психологом Е.А. Климовым. Он выделил пять основных типов профессий:
1. Человек-человек;
2. Человек-знаковая система;
3. Человек-природа; ...
Личность и индивидуальность
Как известно, в человеке выделяют три грани: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность) выделяют третью грань – «человеческое в человеке» (индивидуальность) – и различают три понятия: индивид, личность и индивидуальность, т.е. в каждом присутствуют и животное начало (орган ...