Особенности дидактической системы Л.В. Занкова

Страница 1

Первым, кто в период советской школы совместил решение практических задач с теоретическими исследованиями, был ученик Л.С. Выготского известный педагог, психолог Л.В. Занков (1901 -1977). С 1957 по 1960гг. его лаборатория работала в одном из классов 172 школы г. Москвы. С 60 по 80 гг. XX в. прошел массовый эксперимент, охвативший 1300 начальных классов.

Целостность системы обучения Л.В. Занкова обеспечивается, прежде всего, единой педагогической идеей - максимальной эффективностью обучения для общего развития школьников.

В основу системы были положены теоретические положения Л.С. Выготского, который еще в 30-е гг. разработал концепцию развивающего обучения, исходящую из положения, что обучение опережает развитие. При этом обучение опирается не столько на существующие интеллектуальные свойства ребенка, сколько на те, которые отсутствуют, но для возникновения которых уже имеются предпосылки. Л.С. Выготский различал два уровня развития ребенка: актуальный, уже сформировавшийся и зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется теми видами, ребенок не может выполнить самостоятельно, но легко справляется с ними с помощью учителя. Развивающим, по Выготскому, является только то обучение, которое опирается на зону ближайшего развития

Система, разработанная Л.В. Занковым, нацелена на учение без двоек и принуждения, на учение с радостью, на развитие у детей устойчивого интереса к знаниям и потребности в самостоятельном их поиске. Система отличается верой в ребенка, в его силы. Система принимает ребенка таким, каков он есть.

Воссоздание дидактической системы Л.В. Занкова требует не только осмысления теоретических оснований развивающего обучения, но и обязательного сохранения того особенного, что отличает эту систему от других систем развивающего обучения:

· направленность учебного процесса на общее развитие школьников, т.е. развитие их интеллекта, воли, чувств, духовных потребностей;

· внимание к внутреннему миру ребенка, предоставление ему возможности проявления индивидуальности, личностного опыта, интересов и склонностей детей;

· соотношения эмпирических и теоретических знаний в содержании обучения с преобладающей ролью теоретических знаний;

· осуществление пути познания мира от конкретного, при вычленении признаков объекта или явления, к абстрактному, при осмыслении и установлении их сущности, и возвращение к конкретному на основе уже познанной сущности. Такой путь осуществляется за счет единства проявления компонентов психической деятельности: анализирующего наблюдения; абстрактного мышления и практических действий;

· построение обучения с опорой на дидактические принципы системы;

· изучение продвижения детей в развитии наблюдательности, мышления, практических действий, эмоционально-волевых качеств .

В системе обучения Л.В. Занкова выделяется ряд принципов:

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

В соответствии с ним процесс обучения нацелен на познание сущности изучаемых явлений, связей и зависимостей между ними. Реализация этого принципа в процессе обучения математике тесно связана с целенаправленной работой по формированию у детей приемов умственных действий. При реализации данного принципа можно предлагать школьникам только такой математический материал, который может быть осмыслен ими, т.е. он должен быть связан с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками.

2. Принцип обучения более быстрым темпом.

Он исключает однообразие, повторение, «топтание на месте», однотипность упражнений при изучении одной темы. Процесс познания в новой системе строится так, что более быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивается повторением ранее изученного. При этом повторение ведется так, что ранее изученное выступает в той связи с прохождением нового и сопровождается открытием в нем неизученных сторон и явлений.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Организация исследования в методике обучения. Методы исследования
Под организацией методического исследования подразумевается процесс и результаты научно-методической деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения ИЯ в начальной школе. Любое педагогическое, в том числе методическое, исследование предполагает наличие общепринятых ...

Анализ результатов экспериментальной работы
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что социально-психологическое обеспечение необходимое условие при ограганизации педагогического воздействия на учащихся начальной школы. Продуктивно организованный процесс педагогического воздействия должен обеспечить: * реальный психол ...

Методы логопедического воздействия
Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами. Используется метод обучения, рассматриваемый в педагогике, как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru