Математические основы изучения умножения и деления в начальной школе

Информация о педагогике » Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления в начальной школе » Математические основы изучения умножения и деления в начальной школе

Страница 1

Перед тем, как перейти к рассмотрению методики изучения табличных случаев умножения и деления в начальных классах, необходимо выявить математические основы изучения арифметических действий, установить их важнейшие законы и правила, также взаимосвязь их компонентов и результатов.

Рассмотрим сначала подход к определению произведения, в основе которого лежит понятие суммы.

«Произведением целых неотрицательных чисел а и b называется такое целое неотрицательное число, а * b, которое удовлетворяет следующим условиям:

1)а*b = а + а + . + а при b > 1;

b слагаемых.

2) а * 1 = а при b = 1;

3) а* 0 = 0 при b = 0.

Теоретико-множественный смысл этого определения сводится к следующему: «Если множества А1, А2 . АЬ имеют по а элементов каждое и никакие два из них не пересекаются, то их объединение содержит, а

* b элементов. Следовательно, произведении а * b — это число элементов в объединении b попарно не пересекающихся множеств, каждое из которых содержит по а элементов. Равенства а * 1 = а и а * 0 = 0 принимаются по условию».

Действие, при помощи которого находится произведение чисел а и b, называют умножением; числа, которые умножают, по тому же определению называют множителями.

В математике доказано, что произведение любых целых неотрицательных чисел существует, и оно единственно.

В начальных классах смысл умножения раскрывается при решении простых задач. Рассмотрим, например такую задачу: «На каждое детское пальто нужно пришить 4 пуговицы. Сколько пуговиц нужно пришить на 6 таких пальто?».

Данная задача решается умножением, так как здесь требуется найти число элементов в объединении, состоящем из 6 множеств, в каждом из которых по 4 элемента. Согласно определению это число находится умножением: 4 * 6 = 24 (пуговицы)

Рассмотрим также и другое определение произведения целых неотрицательных чисел, существующее в математике. Оно связано с декартовым произведением множеств.

Пусть даны два множества:

А = Ххб уб ябЪ и

В = Хтб еб кб ыЪю

Найдем их декартово произведение, исходя из математических законов. Запишем его в виде прямоугольной таблицы:

(x,n), (x,t), (x,r), (x,s),

(y,n), (y,t), (y,r), (y,s),

(z,n), (z,t), (z,r), (z,s).

В каждой строке таблицы все пары имеют одинаковую первую компоненту, а в каждом столбце одинаковая вторая компонента. При этом никакие две строки не имеют хотя бы одной одинаковой пары.

Отсюда следует, что число элементов в декартовом произведении А * В равно 3 + 3 + 3 + 3 = 12. С другой стороны, n(А) = 3, n(В) = 4 и 3 * 4 = 12. Видим, что число элементов А и В равно произведению n(А) * n(В)

Вообще если А и В - конечные множества, то: «произведение целых неотрицательных чисел а и b можно рассматривать как число элементов декартова произведения множеств А и В, где n (А) = а, n(В) = b:

а * b = n(А * В), где n(А) = а, n(В) = b

При изучении табличного умножения в начальных классах имеет место переместительный, или коммутативный, как обозначено в высшей математике, закон умножения:

«Для любых целых неотрицательных чисел а и Ь справедливо равенство:

а * b = b * а».

Докажем данный закон, исходя из определения произведения через декартово произведение множеств. Пусть а = n(А), b = n(В).Тогда по определению произведения, а * b = n(А * В). Но множества А * В и В * А равномощны: каждой паре (а, b)

из множества А * В можно поставить в соответствие пару (b, а) из множества В * А, и наоборот. Значит, n(А * В) = n(В * А), и поэтому

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Особенности нетрадиционных форм урока
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего пок ...

Изучение дислалии, как формы нарушения звукопроизношения, в работах Гриншпуна Б.М
Отечественный дефектолог, большое внимание уделял развитию термина «дислалия». Гриншпун Б.М., как представитель современного этапа логопедии, считал, что для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедичес ...

Банк тестов по изучению уровня развития физических качеств
В соответствии с требованиями школьной программы для определения физического состояния учащихся и контроля за индивидуальным ростом двигательных качеств рекомендуется проводить тестирование. Тестами для оценки развития физических качеств являются главным образом наиболее простые по исполнению и не ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru