Методика изучения теоретических вопросов темы «Табличное умножение и деление»

Информация о педагогике » Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления в начальной школе » Методика изучения теоретических вопросов темы «Табличное умножение и деление»

Страница 1

Табличное умножение и деление, как определено программами начальной школы, изучается во втором – третьем классе. Эта тема является одной из основных тем программы по математике.

Считаем необходимым установить, какие случаи умножения и деления относятся к табличным. К табличному умножению, как указано в методических пособиях, относятся случаи умножения однозначных натуральных чисел на однозначные натуральные числа, например, 6 3, соответствующие случаи деления также называют табличными, например:

18 6.

М.А. Бантова, Т.В. Бельтюкова, Н.М. Полевщикова, Н.П. Фаустова и ряд других авторов в методике изучения табличного умножения и деления выделяют два этапа. На первом этапе формируются знания о самих действиях умножения и деления, их свойств и других теоретических вопросов; на втором главное внимание уделяется усвоению учащимися таблицы умножения и соответствующих случаев деления.

На первом этапе, прежде всего, раскрывается конкретный смысл умножения и деления. Т.В. Бельтюкова и ее соавторы отмечают, что целесообразно умножение и деление с начала их изучения рассматривать раздельно, поскольку главным при этом является раскрытие не взаимосвязи между ними, а конкретного смысла этих действий.

В первом – втором классах формируется умение осуществлять переход от операции объединения равночисленных множеств к сложению одинаковых слагаемых, что указано в работах Т.В. Бельтюковой, М.И. Моро, Н.П. Фаустовой и других авторов-методистов. Данная работа является подготовительной к изучению конкретного смысла действия умножения. С этой целью детям предлагаются для выполнения следующие задания:

«а) Положи по 3 красных и зеленых круга. Сколько всего кругов ты положил.

б) У мальчика было по 2 красных, зеленых и синих карандаша. Сколько всего карандашей было у мальчика?

в) В первой коробке 3 карандаша, во второй 6, в третей – 8. Сколько всего карандашей в трех коробках?»

Н.П. Фаустова утверждает, что наиболее эффективно иллюстрировать подобные задачи на первых этапах с помощью предметов, а затем с использованием «картинок с точками». Результат всех приведенных задач находится сложением.

С помощью использования картинок с точками возможны разнообразные творческие задания по проверке знаний, умений и навыков: нарисовать «картинку с точками» к предложенной ситуации, по данной «картинке с точками» придумать ситуацию, по заданному арифметическому действию нарисовать «картинку с точками» и др.

М.И. Моро, А.М. Пышкало указывают, что подготовкой к изучению табличного умножения и деления будет служить прочное усвоение таблиц сложения и вычитания в пределах 10. Дети учатся присчитывать (прибавлять) по 2 к данному числу и отсчитывать по 2 от данного числа (вычитать несколько раз по 2). В связи с этим специальное внимание, пишут М.И. Моро, А.М. Пышкало, уделяется усвоению рядов чисел, которые при этом получаются (1, 3, 5, 7, 9 и 2, 4, 6, 8, 10). Аналогично по ходу рассмотрения любых случаев сложения и вычитания рассматриваются случаи прибавления (вычитания) по 3, по 4, и т.д. Работа в этом направлении продолжается в течение всего первого учебного года, а в конце его специально рассматриваются примеры и задачи, связанные с нахождением суммы одинаковых слагаемых. «Причем здесь уже ставится целью научить детей понимать выражения по стольку-то взять, столько-то раз».

Внимание детей каждый раз обращается на то, что слагаемые одинаковые, каждый раз выясняется, сколько таких слагаемых, чему равна их сумма. Именно с этого момента начинается знакомство с действием умножения через нахождение суммы одинаковых слагаемых. При переходе к умножению дети должны усвоить связь между сложением и умножением, научиться понимать смысл каждого компонента произведения: число, которое берется слагаемым, - первый множитель; число, которое показывает, сколько одинаковых слагаемых, - второй множитель.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Возрастные особенности учащихся в 5-6 классах
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина позволили систематизировать огромный фактический материал, накопленный в области детской психологии. Л.С. Выготский ввел новую единицу анализа детского развития. Ею являются не отдельные психические процессы, которые изучает общая, генет ...

Ретроспективный анализ проблемы
"В наши времена расцвета западных демократий уже никто не ведет битвы против левшей", - говорит Пьер-Мишель Бертран. И действительно, сейчас это уже кажется дикостью, хотя могут еще попасться учителя начальных классов, которые постараются заставить леворукого ребенка писать правой рукой. ...

Лингво-культурологический аспект как необходимое условие для осуществления межкультурной коммуникации на иностранном языке
В условиях глобализации нашего мира ни у кого не вызывает сомнения факт, что для успешного ведения дел на мировом рынке необходимо не только знание языков, но и культурных особенностей людей той или иной страны. В конце XX века началось активное развитие науки, которая изучает язык как феномен кул ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru