Методика изучения теоретических вопросов темы «Табличное умножение и деление»

Информация о педагогике » Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления в начальной школе » Методика изучения теоретических вопросов темы «Табличное умножение и деление»

Страница 1

Табличное умножение и деление, как определено программами начальной школы, изучается во втором – третьем классе. Эта тема является одной из основных тем программы по математике.

Считаем необходимым установить, какие случаи умножения и деления относятся к табличным. К табличному умножению, как указано в методических пособиях, относятся случаи умножения однозначных натуральных чисел на однозначные натуральные числа, например, 6 3, соответствующие случаи деления также называют табличными, например:

18 6.

М.А. Бантова, Т.В. Бельтюкова, Н.М. Полевщикова, Н.П. Фаустова и ряд других авторов в методике изучения табличного умножения и деления выделяют два этапа. На первом этапе формируются знания о самих действиях умножения и деления, их свойств и других теоретических вопросов; на втором главное внимание уделяется усвоению учащимися таблицы умножения и соответствующих случаев деления.

На первом этапе, прежде всего, раскрывается конкретный смысл умножения и деления. Т.В. Бельтюкова и ее соавторы отмечают, что целесообразно умножение и деление с начала их изучения рассматривать раздельно, поскольку главным при этом является раскрытие не взаимосвязи между ними, а конкретного смысла этих действий.

В первом – втором классах формируется умение осуществлять переход от операции объединения равночисленных множеств к сложению одинаковых слагаемых, что указано в работах Т.В. Бельтюковой, М.И. Моро, Н.П. Фаустовой и других авторов-методистов. Данная работа является подготовительной к изучению конкретного смысла действия умножения. С этой целью детям предлагаются для выполнения следующие задания:

«а) Положи по 3 красных и зеленых круга. Сколько всего кругов ты положил.

б) У мальчика было по 2 красных, зеленых и синих карандаша. Сколько всего карандашей было у мальчика?

в) В первой коробке 3 карандаша, во второй 6, в третей – 8. Сколько всего карандашей в трех коробках?»

Н.П. Фаустова утверждает, что наиболее эффективно иллюстрировать подобные задачи на первых этапах с помощью предметов, а затем с использованием «картинок с точками». Результат всех приведенных задач находится сложением.

С помощью использования картинок с точками возможны разнообразные творческие задания по проверке знаний, умений и навыков: нарисовать «картинку с точками» к предложенной ситуации, по данной «картинке с точками» придумать ситуацию, по заданному арифметическому действию нарисовать «картинку с точками» и др.

М.И. Моро, А.М. Пышкало указывают, что подготовкой к изучению табличного умножения и деления будет служить прочное усвоение таблиц сложения и вычитания в пределах 10. Дети учатся присчитывать (прибавлять) по 2 к данному числу и отсчитывать по 2 от данного числа (вычитать несколько раз по 2). В связи с этим специальное внимание, пишут М.И. Моро, А.М. Пышкало, уделяется усвоению рядов чисел, которые при этом получаются (1, 3, 5, 7, 9 и 2, 4, 6, 8, 10). Аналогично по ходу рассмотрения любых случаев сложения и вычитания рассматриваются случаи прибавления (вычитания) по 3, по 4, и т.д. Работа в этом направлении продолжается в течение всего первого учебного года, а в конце его специально рассматриваются примеры и задачи, связанные с нахождением суммы одинаковых слагаемых. «Причем здесь уже ставится целью научить детей понимать выражения по стольку-то взять, столько-то раз».

Внимание детей каждый раз обращается на то, что слагаемые одинаковые, каждый раз выясняется, сколько таких слагаемых, чему равна их сумма. Именно с этого момента начинается знакомство с действием умножения через нахождение суммы одинаковых слагаемых. При переходе к умножению дети должны усвоить связь между сложением и умножением, научиться понимать смысл каждого компонента произведения: число, которое берется слагаемым, - первый множитель; число, которое показывает, сколько одинаковых слагаемых, - второй множитель.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. Присущая детям от 10–11 до 14–15 лет включает в себя такие её виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная, ...

Методологические основы методики обучения иностранным языкам
Как и любая другая самостоятельная наука методика обучения ИЯ имеет свой собственный объект и предмет исследования, располагает достаточно надежными методами исследования, чтобы получать все новые и новые знания о своем предмете исследования и оперирует определенным понятийным и категориальным апп ...

Использование видеоматериалов на среднем этапе обучения
Одна из основных задач обучения иноязычной речи – развитие навыков говорения. Но овладение этим видом деятельности сопряжено с большими трудностями, которые обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания. В процессе просмотра на уроках видеофильмов на иностранном языке, со ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru