Особенности изучения табличного умножения и деления в системе Л.В. Занкова

Информация о педагогике » Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления в начальной школе » Особенности изучения табличного умножения и деления в системе Л.В. Занкова

Страница 1

Табличное умножение и деление, как определено программой начальной школы по системе Занкова, начинается изучаться во втором классе. Как и в традиционной программе, умножение рассматривается как действие, заменяющее сложение в случае равенства слагаемых. Деление же возникает как действие обратное умножению, которое дает возможность по значению произведения и одному множителю найти другой множитель.

В дальнейшем умножение и деление рассматривается с другой точки зрения, как действия позволяющие увеличить, или уменьшить число в несколько раз.

В результате изучения табличного умножения и деления учащиеся должны:

• уметь преобразовывать сумму в произведение и произведение в сумму;

• знать переместительный закон умножения, его формулировку и запись в общем виде;

• использовать переместительный закон умножения в вычислении;

• составлять таблицу умножения и деления.

Первый этап изучения темы включает знакомство с особыми суммами одинаковых слагаемых, их выделение в особую группу, введение действия умножения. Деление рассматривается как действие обратное умножению, когда по известному значению произведения и одному множителю нужно найти второй множитель. Общие направления работы аналогичным приемам работы с вычитаемым.

Составление таблицы умножения начинается с выделения из таблицы сложения сумм с одинаковыми слагаемыми. Таким образом, в отличие от традиционной школы дети знакомятся в первую очередь с умножением всех однозначных чисел на число 2. Такой подход принципиально важен, т.к. способствует осуществлению одного из основных положений системы — активному использованию ранее приобретенных знаний при изучении нового материала, а также углубляет понимание связи между действиями (умножения и сложения).

В работе по составлению таблицы умножения можно вставить несколько этапов.

Первый этап заключается в преобразовании предложенных выражений и составлении таблицы умножения на числа 2, 3,4.

Например, рассмотрим выражение:

1x2+1 4x2+4 7x2+7

2х 2+2 5x2+5 8x2+8

3x2+3 6x2+6 9x2+9

- Чем похожи, чем отличны?

- Можно ли эти выражения заменить «умножением»? При затруднениях можно рассмотреть решение

1x2+1=1+1+1=1x3

Далее находят значение данных произведений, дополняют новый столбик недостающим примером и записывают на специальную страницу. Параллельно дети знакомятся с переместительным законом умножения. В результате получается запись 3-х столбиков таблицы.

На втором этапе на основании переместительного закона умножения выполняется сокращение составленных столбиков таблицы.

Третий этап заключается в дальнейшем составлении таблицы умножения с использованием уже накопленного опыта. Изучение правил умножения с 0 и 1 позволяет оставить в таблице только строчки, необходимые для заучивания.

Данный вариант работы с таблицей не единственный. Можно постепенно составлять полную таблицу умножения на специальном листке, после этого начать работу по ее сокращению. Это менее экономный вариант по времени, но зато создает яркую эмоциональную окраску. Из 100 равенств, для заучивания остается всего 36.

Параллельно с изучением умножения вводится деление (после составления столбиков «умножения на 4»). С первых шагов дети должны воспринимать его как действие обратное умножению. Предлагается задание:

- Начерти отрезок длиной 6 см. Сколько таких отрезков нужно взять, чтобы получить отрезок длиной 12 см?

- Из каких равных отрезков можно еще получить отрезок длиной 12 см?

6+6=6x2=12

4+4+4=4x3=12

3+3+3+3=3x4=12

2+2+2+2+2+2=2x6=12

1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1=1x12=12

Затем предлагается обратная задача:

- Подумай если отрезок длиной 12 см разделить пополам, какой длины будет каждая часть? И так далее.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ
Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов. "детство - от рождения до 6 лет включительно, отрочество - от 6 ...

Состояние психомоторики у детей со стертой дизартрией
Проведённое исследование общей произвольной моторики у детей со стертой дизартрии показало недостаточную сформированность статической и динамической координации. Уровень развития общей моторики - 80% (см. Таблицу 6). В процессе выполнения заданий у детей со стертой дизартрией мы выявили следующие ...

Банк тестов по изучению уровня развития физических качеств
В соответствии с требованиями школьной программы для определения физического состояния учащихся и контроля за индивидуальным ростом двигательных качеств рекомендуется проводить тестирование. Тестами для оценки развития физических качеств являются главным образом наиболее простые по исполнению и не ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru