Понятие полноценного вычислительного навыка

Вычислительный навык

— это высокая степень овладения вычислительными приемами. Приобрести вычислительные навыки — значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

Полноценным вычислительным навыком методисты называют вычислительный навык, качество которого соответствует требованиям учебной программы на данном этапе развития школы.

По мнению М.А. Бантовой, Н.П. Фаустовой и др., полноценный вычислительный навык характеризуется следующими свойствами:

- правильностью;

- осознанностью;

- рациональностью;

- обобщенностью:

- автоматизмом;

- прочностью.

Правильность - ученик правильно находит результат арифметического действия над числами, т.е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие вычислительный прием.

Для определения сформированности правильности используют коэффициент правильности – Кправ., который равен отношению числа правильно выполненных заданий к числу всех заданий, предложенных для выполнения

Осознанность - ученик актуально осознает теоретическую основу вычислительного приёма, что проявляется в обосновании учеником каждой операции приёма.

Рациональность - ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к нахождению результата арифметического действия. Естественно, это свойство может проявляться только тогда, когда для данного случая существуют различные вычислительные приёмы. Ученик, используя различные знания, может сконструировать несколько приёмов и выбрать наиболее рациональный .

Как видим, рациональность непосредственно связана с осознанностью.

Обобщённость - ученик может применить, приём вычисления к большому числу случаев, т.е. он способен перенести приём вычисления на новые случаи. Обобщенность так же, как рациональность, тесно связана с осознанностью вычислительного навыка, поскольку общим для различных случаев вычисления будет одна и та же теоретическая основа.

Автоматизм - ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом плане, но всегда может вернуться к объяснению всей системы операций.

Программа предусматривает разную степень автоматизма вычислительного навыка. Высокая степень автоматизма должна быть достигнута по отношению к табличным случаям. Это проявляется в том, что ученик сразу же соотносит с двумя данными числами третье число, которое является результатом арифметического действия, не выполняя отдельных операций. По отношению к другим случаям уровень автоматизма ниже: ученик предельно быстро выделяет и выполняет систему операций, составляющая данный вычислительный приём, не объясняя, почему именно её выбрал и как выполняет каждую операцию .

Прочность - ученик сохраняет сформированный вычислительный навык на длительное время. Прочность навыка естественно рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах: как сохраняемость автоматизма, как сохраняемость осознанности, как сохраняемость правильности.

Для определения прочности правильности используют Кпроч., который равен отношению коэффициента правильности, полученного через некоторый промежуток, времени после прекращения функционирования вычислительного навыка (например, время школьных каникул), к коэффициенту правильности, полученному в период его функционирования. Чем ближе значение полученного коэффициента к 1, тем большей прочностью обладает правильность. Аналогично можно выявить прочность остальных свойств вычислительного навыка.

Все указанные свойства навыка должны быть заложены и в учебном действии, направленном на нахождение результата табличного умножения и деления.


Другие статьи:

Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина
Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина представляет не только определенный интерес для педагогической практики, но и известную трудность. Это прежде всего касается умения отбирать произведения, соответствующие возрасту ребенка 2—4 (5) лет, особенно ...

Общие формы учебной работы учащихся
В современной дидактике понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные, групповые и индивидуальные формы учебной работы. Они пронизывают весь учебный процесс. Фронтальные формы, как и индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и др. Они могут применяться как на о ...

Система домашних упражнений
Обстоятельное решение более менее сложной геометрической задачи на построение требует много времени. Между тем на уроки геометрии в средней школе отводиться сравнительно мало часов. В силу этих причин учитель математики решает весьма огромное количество задач на построение, а остальные упражнения ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru