Современная школа многому учит, но мало рассказывает о профессиональной деятельности людей различных профессий, надеясь, что это задача высших и средних учебных заведений. Но такие заведения обучают конкретной профессии, выбор которой ложится на плечи выпускников.
Оканчивая школу, выпускники оказываются перед необходимостью выбора своего профессионального пути. Определиться в этом выборе выпускникам помогают родители, учителя, важную роль при этом играет профессиональная ориентация (профориентация), проводимая школой в старших классах.
Смена сферы деятельности является стрессом для выпускника, смягчить который способно предварительное знакомство с профессиями, получение начальных профессиональных навыков. Исследования российских учёных показывают что выпускник, определившийся с выбором профессии еще в старших классах, легче проходит этот период. На это есть несколько причин. Во-первых, у такого ребенка появляется конкретная цель – специальность, которую он стремиться получить, не отвлекаясь на другие профессии. Во-вторых, старшеклассник, определившийся с выбором профессии и учебного заведения, чаще всего начинает посещать дополнительные курсы на базе выбранного ВУЗа или СУЗа, усиленно готовится к ЕГЭ по конкретным дисциплинам, что дает ему больше уверенности при поступлении. В-третьих, у такого выпускника есть уверенность в своем будущем, он точно знает свою цель и движется прямо к ней.
Помочь выпускникам с выбором профессии может и школа, а точнее профессиональная ориентация, проводимая в школе. Профессиональная ориентация – специально организованное сопровождение личностного и профессионального самоопределения выпускников школы она помогает ответить на вопрос, зачем вообще нужно учиться, способствует обретению оптимистичной перспективы, связанной с определённостью жизненного старта. И таким образом, вносит вклад в решение острых социальных проблем, уберегая школьников от необдуманных и рискованных шагов. К сожалению, наиболее часто для выпускников профориентация ограничивается профдиагностикой и профотбором. Современная же профессиональная ориентационная работа включает в себя множество аспектов, это связано с дифференциацией и интеграцией таких наук, как педагогика, психология, социология и пр.
Разнообразие профессий обусловлено огромным объемом знаний, накопленного человечеством веками, и школьнику сложно воспринять всю информацию о разнообразии профессий и особенностях профессиональной деятельности. Определится в таком огромном количестве профессий не просто. Задача учителя предметника, в частности учителя информатики, состоит не только в том, что бы обучить детей основам дисциплины, но и профессионально ориентировать учащихся, что бы те из них, кто имеет способности к предмету, сориентировались на него, углубили свои знания по предмету, выбрали подходящее учебное заведение по данному профилю. Мы считаем, что выполняя указанную задачу, учитель информатики должен применять практико-ориентированный подход, одним из средств реализации, которого является метод проектов.
Степень разработанности темы.
Проблемы профессиональной ориентации и выбора профессии исследуются рядом наук, каждая из которых определяет своеобразную предметную область исследования.
Цель
данной работы изучить возможность и условия использования методик профессиональной ориентации на уроках информатики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи
:
- изучить теорию и методологию профессиональной ориентации;
- провести анализ средств и методов реализации профессиональной ориентации в школе;
- рассмотреть метод проектов, как средство реализации профессиональной ориентации на уроках информатики;
- разработать методику проведения профессиональной ориентации в ходе проведения учебного проекта по информатике;
- разработать практические и контрольные задания по информатике с использованием элементов профессиональной ориентации.
Объектом работы
служит процесс профессиональной ориентации школьников.
Предметом работы
выступает методика проведения профориентационной работы со школьниками на уроках информатики.
Теоретико-методологическая база исследования.
Базу теоретического исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, методистов, психологов, учителей – предметников по исследованию методик профессиональной ориентации таких как Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Дж. Холланд, П.Р. Атутов, П.А. Жильцов.
Эмпирические источники исследования.
Эмпирические результаты собственного исследования, проводившиеся в период с сентября 2008 г. по май 2009 г. на базе школы №3 города Нефтеюганска.
Апробация результатов исследования:
вопрос о проблеме применения методик профессиональной ориентации на уроках информатики нами рассматривался на межвузовской студенческой научно-практической конференции НМИ «Актуальные проблемы современного российского общества и роль образования в их развитии» в 2008 году. Результаты исследования были представлены на межвузовской студенческой научно-практической конференции НМИ «Актуальные проблемы современного российского общества и роль образования в их развитии» в 2009 году, региональной студенческой научно-практической конференции ИЭУП «Контуры современной социальной реальности» в 2009 году. А так же на сайте «Педсовет живое пространство образования», в статье «Внедрение методик профессиональной ориентации».
Научная и практическая ценность работы:
заключается в адаптации и применении методик профессиональной ориентации на уроках информатики.
На защиту
выносятся следующие положения
:
1. В современных условиях в процессе обучения школьников необходимо больше внимания уделять профессиональной ориентации;
2. Метод проектов может быть применен как средство профессиональной ориентации школьников;
Аутентичность социального контекста
Затрагивая проблему аутентичности социальной ситуации на уроке, М Брин отмечает, что класс представляет собой уникальный социальный контекст, в рамках которого создаются условия для удовлетворения потребностей участников ситуации — учеников — в информации о языке. Главной функцией этого социальног ...
История подготовки педагогов – дефектологов
Дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
Если говорить непосредственно о нашей стране, то долгое время, единственным научно-исследовательским центром в области дефектологии был Экспе ...
Обучение иноязычной речи в сотрудничестве с использованием проектной методики
Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная работа. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику, наконец, пре ...