Сравнительный анализ результатов обследования психомоторного развития детей контрольной и экспериментальной группы

Информация о педагогике » Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией » Сравнительный анализ результатов обследования психомоторного развития детей контрольной и экспериментальной группы

Страница 1

В соответствии с задачами исследования сопоставим результаты выполнения экспериментальных методик диагностики психомоторных функций детьми 5 лет со стертой дизартрией и без речевых нарушений.

Сравнительный анализ характера выполнения тестовых заданий свидетельствует о существенных различиях состояния психомоторики детей со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием.

Для дошкольников со стертой дизартрией характерен средний уровень сформированности психомоторных функций (средний балл 24,45 – 76%), в то время как у детей без нарушений речи выявляется высокий уровень развития психомоторики: средний балл контрольной группы составил 29,6 – 92%.

По степени сформированности психомоторных функций группа детей без речевой патологии оказалась однородной. 20 детей контрольной группы имеют высокую степень развития психомоторики (80 – 100% ), что говорит о сформированности психомоторики у детей 5 лет без речевых нарушений (см. Гистограмму 1).

Гистограмма 1. Распределение детей на подгруппы в зависимости от степени сформированности психомоторики

Состояние психомоторики у детей со стертой дизартрией неоднородно: по итогам диагностики все дети экспериментальной группы были распределены на 3 подгруппы: высокую степень развития психомоторных функций (80 – 100%) показало 11 детей со стертой дизартрией, среднюю степень (60 - 80%) - 6 детей со стертой дизартрией, низкую степень - 3 детей со стертой дизартрией.

Высокая степень развития психомоторных функций (20-25 баллов) отмечалась у 11 детей со стертой дизартрией и у 20 детей без нарушений речи. Для детей данной группы характерно полноценное, четкое выполнение всех предложенных в методике №1 поз и движений, что говорит о сформированности общей моторики. Эти дети правильно выполняли все артикуляционные движения, которые были достаточной силы, объема, все позы удерживались без напряжения. Дети данной группы обладают живой, ненапряженной мимикой, мелкие движения пальцев рук плавные, точные, доступно одновременное выполнение проб двумя руками.

Среднюю степень развития психомоторных функций (15 – 20 баллов) показали 6 детей со стертой дизартрией. У этих детей отмечены ошибки в организации общих движений, невозможность удержания поз, неуверенность выполнения, нечеткое выполнение мимических поз; недостаточный объем и дифференцированность движения мышц лба, щек. У детей этой подгруппы выявлены незначительные изменения объема, силы, точности артикуляционных движений, наличие единичных синкинезий. У детей отмечалось частичное, недостаточно четкое выполнение упражнений для пальцев рук, напряженность, скованность движений пальцев рук; единичное нарушение темпа выполнения движений.

Низкая степень развития психомоторных функций (до 15) была выявлена у 3 детей со стертой дизартрией. У детей с низкой степенью мы отметили недостаточную сформированность как статической, так и динамической координации общих движений. Нарушения статической координации движений проявлялись в значительной трудности (а иногда и невозможности) сохранения равновесия, в появлении тремора конечностей. Мимическая картина нечеткая, мимика напряженная либо вялая, амимия, многие движения, такие как «сомнение», «удивление», «печаль» не доступны. У этих детей мы выявили отсутствие удержания артикуляционных поз; выраженные изменения, силы, точности объема; трудности переключения речевых движений; наличие девиации языка, синкинезий; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений. Выполнение движений пальцев рук минимальное, одновременное выполнение на обеих руках недоступно, чрезмерная напряженность движений, попытки помочь другой рукой при создании позы.

Распределение детей на подгруппы в зависимости от степени успешности выполнения задания представлено на гистограмме 1.

Сопоставление результатов выполнения заданий детьми экспериментальной и контрольной групп показало, что у детей контрольной группы наиболее сформированной является общая и мимическая моторика (уровень выполнения – 94%), в меньшей степени – речевая и пальчиковая (уровень выполнения заданий методик №2,4 составил 92%) (см. Гистограмму 2).

Гистограмма 2 Состояние психомоторики детей экспериментальной и контрольной групп

В экспериментальной группе высокий уровень мы выявили только в методике №1 – обследование общей моторики (80%), что говорит о том, что у детей 5 лет со стертой дизартрией достаточно развита произвольная общая моторика, менее развита мелкая (79%) и мимическая моторика (75%) и наиболее затруднено формирование речевой моторики - уровень выполнения заданий методики №3 составил 73% ( см. Таблицу 11).

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Организация и проведение исследования
здоровый образ жизни дошкольник Цель исследования: 1) выявить особенности представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников; 2) изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни. Объект исследования: здоровый образ жизни старших дошкольников. Предмет ...

Теория и методология профессиональной ориентации
При выборе профессии у выпускника школы возникает множество вопросов, порой очень противоречивых. Многие родители, думая о будущем своего ребенка не учитывают мнение и способности самого ребенка, не редко ориентируясь не на возможности и желания ребенка, а на престиж и прибыльность будущей професс ...

Фрагмент урока для 8-го класса по теме «Теорема Пифагора»
Тип данного урока относится к уроку изучения нового материала. Его основная цель - усвоение теоремы Пифагора и формирование умений применять теорему Пифагора при решении задач разной степени трудности. В данном фрагменте представлен необычный способ проверки выполнения домашнего задания в коллект ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru