Способствовать актуализации мотивационных ресурсов значительной части учащихся также может и наметившаяся в современном образовании тенденция к дифференциации обучения. Разработка дифференцированных по степени трудности учебных программ и индивидуализация обучения могут поспособствовать повышению мотивации у учащихся. Однако далеко не всякая школа может позволить себе такие разработки, да и специально разработанные дифференцированные программы не всегда имеют абсолютный успех.
Большое значение на становление мотивации имеет и характер учебной деятельности. Само построение учебного процесса, наличие проблемных ситуаций и заданий, элементы исследовательского метода обучения, - всё то, что способно воспитанию в ученике творческой личности. "В своей работе по формированию мотивов учения учитель должен опираться на достижения предыдущего возраста, в ходе изучения чего, ему стоит выяснить, какие из позитивных особенностей предыдущего возраста еще не сформированы, и учесть это при планировании учебной деятельности. Работая с детьми каждой возрастной группы, надо стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста, при этом, готовя почву для последующего возраста, то есть, ориентируясь не только на имеющийся уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов и учебной деятельности" .
Исходя из того, что результаты изучения мотивации и ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом, вскрываются новые ее резервы и становятся основой для планирования учебного процесса, можно сделать вывод, что подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе её формирования. организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Учителю стоит помнить о том, что формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений: мотивов, целей, эмоций к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. "Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов".
В рамках школы учитель может и должен изучать и формировать мотивацию ученика учитель "посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования"
Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, опыты), необычная форма преподавания материала; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителя поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Теоретические основы реализации коммуникативного метода обучения
иностранным языкам
Метод - это система функционально взаимообусловленных частнометодическнх принципов, объединенная единой стратегической идеей, направленной на обучение какому-либо виду речевой деятельности. Для коммуникативного метода такой идеей является коммуникативность обучения. Следовательно, построение проце ...
Методы исследования факторов формирования интереса у
учащихся пятого класса
Итак, при анализе литературы и методических источников по теме мотивации было выявлено, что результаты изучения мотивации становятся основой для планирования процесса её формирования. Зная необходимость исследования мотивации, мотивов и эмоций, способствующих появление и удержанию у пятиклассников ...
Россия: первые шаги в «общество знаний»
По разным причинам СССР не смог вовремя выйти из холодной войны, изменить цели своего развития, проект своего будущего так, как, например, сделал это Китай, и его правопреемнице, России, приходится начинать конкурентную борьбу за место под новым мировым экономическим солнцем заново. Определяющим з ...