Субъектом учебной деятельности является учащийся, урок проводится учителем. И учащиеся, и ученики - люди. Поэтому фактор простых человеческих отношений тоже не стоит отметать. Отношение учителя к ученику и наоборот может способствовать повышению или снижению мотивации. От этих отношений как "взаимных связей между учителем и учениками" зависит и "как воспринимают дети школу, учителя, свои школьные обязанности, что они могут себе позволить и до какого предела дойти".
Как правило, поведение человека часто всего определяется преимущественно внешними причинами . При отсутствии внутренней мотивации человек занимается каким-то определенным делом, руководствуясь лишь внешними мотивами, например, поощрением, желанием избежать наказания. При внутренней мотивации человек получает удовлетворение непосредственно от самой деятельности. Специфическая особенность внутреннего мотива состоит в том, что он не может быть ни какой-либо конкретной вещью, которая выступает в качестве поощрения, ни социальным отношением, статусом, престижем.
Внутренний мотив - это то состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела, которое получает человек, выполняя его. Внутренний мотив в отличие от внешнего никогда не существует до и вне самой деятельности.
Когда речь заходит о демотивированности школьников, обычно имеют в виду снижение интереса к учебе, то есть снижение ее внутренней мотивации. Часто такой процесс начинается у многих школьников, как правило, с переходом из начальной в среднюю школу и особенно усиливается в подростковом возрасте . В совокупности с происходящим у школьников часто падает успеваемость учащихся, ухудшается усвоение ими учебных предметов и соответствующих знаний, умений и навыков, падает эффективность обучения в целом. Всё это показывает, насколько важной является задача оптимального сочетания внешних и внутренних мотивов в деятельности учащихся, и, следовательно, задача активизации, стимулирования внутренних стимулов учебы.
Учащийся, действительно получающий удовольствие от самой учебы, как правило, ощущает свою полную включенность в свою деятельность. Он обладает хорошей концентрацией внимания, мыслей и чувств на деле, которое он выполняет. Благодаря включенности в учебный процесс он в состоянии отогнать из сознания посторонние мысли и чувства. При этом наблюдается умение чётко ставить цель и задачи в соответствии с принятыми требованиями. Учащийся имеет устойчивую и реалистичную самооценку. Он в силах критически взглянуть на свою деятельность и сказать, насколько успешно выполняет свое дело. Это способствует отсутствию у ученика беспокойства или тревоги перед возможными ошибками, неуспехом.
Касательно проблемы возникновения такой ситуации, когда учащийся, движимый не одной лишь внешней мотивацией, но и внутренней, можно сказать, что это происходит лишь в случаях, когда деятельность находится в гармонии с требованиями и возможностями, способностями и умениями ученика.
Зачастую, лишь в ситуациях, где требования не превышают способности и наоборот способности требования, создаются необходимые условия для того, чтобы в деятельности возникала внутренняя мотивация. Если требования превосходят способности, учащийся ощущает страх, беспокойство, боязнь наказания. Когда способности слишком превосходят требования, ученик испытывает скуку, учебную деятельность он находит излишне простой и неинтересной.
Как известно, традиционные формы и содержание школьного обучения ориентированы на так называемого "среднего ученика". Поэтому единые требования, которые задаются учащимся в ходе усвоения того или иного учебного курса, не совпадают, как правило, с реальными и весьма различными уровнями способностей подавляющего большинства учащихся. Одна, часто меньшая часть школьников начинают уже к концу начальных классов, страдать от скуки на уроках, а другая часть - испытывать перегрузку и постоянную тревожность.
Методические рекомендации по работе преподавателей и студентов с учебными
сетевыми ресурсами
Для преподавателей.
Работа преподавателя с учебными сетевыми ресурсами портала должна начинаться с анализа результатов работы по изучению курсов студентами.
С этой целью:
обращается к блоку "сведения о студентах", а также к блоку " контроля за качеством изучения студентов учебног ...
Образование и социализация человека
Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической категории рассматривают образование. Причем в это понятие включают весь процесс становления человека как социального существа.
Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность. ...
Специфика образовательного процесса гимназий
Гимназия – «вид общеобразовательного учреждения в системе непрерывного образования».
Гимназия:
- дает выпускникам универсальное образование, позволяющее адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, интегрироваться в систему мировой и национальной культур;
- реализует идею общ ...