Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста

Информация о педагогике » Формирование учебных умений и навыков средствами дидактической игры » Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста

Страница 1

Опора на игру как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет учителю наиболее органиченно и безопасно для детской психики и в то же время прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей учащихся вести работу над становлением их общеучебных умений. Таким образом, по словам П.Ф. Каптерева, на школе игр можно и, более того, следует строить и развивать более серьезную и более широкую школу мышления.

Использование в работе по формированию общеучебных интеллектуальных умений специальной программы дидактических игр имеет, как минимум, двойной педагогический эффект. Во–первых, важным является сам характер умственных действий, выполняемых детьми в ходе игр, и тот «ансамбль» умений, которые ими исподволь отрабатываются в "форме игры. Во–вторых, значимым представляется и само строение дидактических игр как разновидности игр с правилами, естественно и закономерно подводящими ребенка к учебной деятельности.

Основу программы игр составляют следующие типы заданий:

1.

Рассмотреть предметы или их изображения; сгруппировать, классифицировать поступившую информацию по заданному или самостоятельно найденному основанию (основаниям); проверить правильность классификации познавательно–значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной познавательной задачей. Поэтому игры первого вида

– это игры, в которых ученикам для группировки «посредством рук и зрения» предлагаются, сначала реальные объекты – геометрические фигуры, небольшие игрушки и другие предметы, находящиеся в поле их непосредственного визуального восприятия в классе, на улице. На первых порах педагог сам задает игрокам основание для группировки, которую они должны выполнить.

В других играх этого вида задача, стоящая перед учениками, усложняется, и поиск основания для классификации объектов ими осуществляется уже самостоятельно.

«Группировку зрением» дети проводят и в тех играх, где в качестве игрового материала выступают изображения предметов (картинки).

Может быть проведена игра с использованием листьев или цветов растений разной формы, размера и цвета.

Такие игры помогают учителю познакомить детей с возможностью включения одного и того же объекта в разные классы в зависимости от того, какое свойство каждый раз лежит в основе группировки. Тем самым преодолевается формирование «однолинейности» мышления, прикованности к какой–либо одной стороне рассматриваемого объекта.

Кроме того, игры первого вида должны помочь учителю обратить внимание детей на то, что признаки, по которым может быть проведена классификация, весьма разнообразны и не могут быть сведены только к внешним проявлениям (цвет, форма, величина и др.). Он учит их группировать объекты по материалу, из которого они сделаны, функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п., постепенно подводя к наиболее сложному виду группировки – смысловой (или категориальной), в основе которой лежит выделение родо–видовых отношений между объектами.

2.

Прослушать сообщение; классифицировать (т.е. разделить) поступившую информацию по заданному или самостоятельно найденному основанию (признаку); проверить правильность классификации познавательно–значимых сведений. Игры второго вида

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Анималистическое искусство Е. Чарушина
Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни ...

Порядок аттестации по курсовым работам и оформления ее результатов
Законченная и полностью оформленная работа и ее электронная копия (на диске/дискете) не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии представляется руководителю для проверки и предварительной оценки. Студенты заочной формы (кроме обучающихся в группах выходного дня) обучения предста ...

Система упражнений для обучения аудированию на разных этапах
Так как аудирование является очень сложным видом речевой деятельности, то по-прежнему для учащихся представляет трудность восприятия иностранной речи на слух, несмотря на то, что большинство слов, которые они слышат им знакомо из обучения чтению. Именно поэтому необходима специальная система упраж ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru