Актуальность данной работы определяется тем, что знание психофизиологических особенностей учеников пятого класса необходимо для формирования интереса у них к предмету иностранный язык. Интерес, выступая "как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым, способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами", без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Актуальность формирования интереса к предмету и развития мотивации учащихся обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задачи вырабатывания у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, воспитание у них активной жизненной позиции.
Пятый класс, хотя и относят к младшему подростковому возрасту, является той самой переходной фазой между начальной школой и среднем звеном обучения. Пятиклассники вступают в "критический период онтогенеза, связанный с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системе отношений индивида". У учащихся наблюдается "бурное физическое и половое развитие", продолжается интеллектуальное развитие, происходит перестройка эмоциональной сферы. Под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции "в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость". А также меняются условия самой школьной деятельности. Сложность для учащегося при переходе в пятый класс заключается в том, что "успешность адаптации школьника к обучению в этом возрасте зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием". Пятиклассник в сравнении с вчерашним младшим школьником теперь переходит на качественно другой уровень, занимая при этом непривычно новое для него место и выполняя новые функции. Теперь он "должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований".
В пятом классе поведение младшего подростка начинает регулироваться его самооценкой, которая формируется в ходе общения с окружающими его людьми. "Изменение социальной ситуации развития подростка связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира". Именно это чувство взрослости, являющееся неким новообразованием данного периода, приходится учитывать в процессе обучения. Также отмечают "развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, своим возможностям и способностям". Всё это диктует свои правила обучения в пятом классе.
Анализ литературы показал, что хотя большинство источников относят пятиклассников к младшему подростковому возрасту, единства среди авторов по этому вопросу нет. Так, одни авторы начало подросткового возраста относят к 12 годам, более современные источники, - к 10.
Также следует заметить, что существует прямая связь между формированием интереса к предмету и мотивацией, обуславливающей этот процесс. В данной работе мотивация будет рассматриваться как основное звено в формировании интереса учащихся. Проведенное исследование показало большую корреляцию этих двух терминов, по сути, ставя размытую границу между ними и приравнивая их друг к другу.
Проблемой адаптации пятиклассников к звену средней школы и вопросом формирования мотивации учения и интереса занимались Божович Л.И. , В.В. Давыдов , И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, Леонтьев А.Н. , А.К. Маркова, Эльконин Д.Б.
Цель работы - выявление факторов, влияющих на формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса.
Объект исследования: мотивационная сфера личности.
Предмет исследования: формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса.
Гипотеза исследования: главными факторами формирования интереса у учащихся пятого класса являются познавательный интерес, связанный с содержанием самой учебной деятельности, и социальные мотивы.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
Провести анализ источников по темам формирование интереса и мотивации учебной деятельности и психофизиологическим особенностям исследуемого возраста.
Рассмотреть условия формирования устойчивого интереса и положительной мотивации у учащихся пятого класса.
Осуществить экспериментальное изучение факторов формирования мотивации у учащихся пятых классов.
Опираясь на данные, полученные в результате проведенной работы, определить роль и место социальных и содержательных мотивов в формировании интереса у учащихся пятого класса.
Методы исследования: решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись с помощью комплекса методов исследования. Исследование включало в себя предварительный анализ успеваемости контрольного класса и наблюдение за ними в течение всего хода работы. Для определения влияния социальных мотивов была использованная социометрическая методика и опросник "Мой класс". Для диагностики в сфере мотивации и эмоционального отношения к учению была использована методика, основанная на опроснике Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой и методика оценки рисунков учащихся. Также для выявления наличия познавательного интереса была использована методика Казанцева Г.Н.
Апробация проходила в пятых классах средней школы № 329. Основная экспериментальная работа осуществлялась на занятиях по иностранному языку.
Структура дипломной работы подчинена целям и задачам, поставленной проблемы, обусловлена логикой научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 69 источников, и 3 приложения. Общий объём работы составляет 69 страниц.
Программа О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной
"Тропинка к своему Я"
Программа сохранения и формирования психологического здоровья детей. Существуют сценарные разработки программы для дошкольников, младших школьников и подростков.
Цель программы: сохранение и формирование психологического здоровья детей, психологическая поддержка.
Авторы программы выделяют ее сле ...
Анализ научных подходов к дислалии, как речевому
нарушению
В этой главе мне бы хотелось рассмотреть взгляды отечественных логопедов – практиков относительно развития термина «дислалия» с различных точек зрения.
Безусловно, понимание сущности этого явления до сих пор вызывает много споров, и поэтому нет определенного стандарта при характеристике данного р ...
Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе, укреплением единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и общественности в воспитании учащихся. Готовя младших школьников к жизн ...