Формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса

Информация о педагогике » Формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса

Актуальность данной работы определяется тем, что знание психофизиологических особенностей учеников пятого класса необходимо для формирования интереса у них к предмету иностранный язык. Интерес, выступая "как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым, способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами", без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Актуальность формирования интереса к предмету и развития мотивации учащихся обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задачи вырабатывания у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, воспитание у них активной жизненной позиции.

Пятый класс, хотя и относят к младшему подростковому возрасту, является той самой переходной фазой между начальной школой и среднем звеном обучения. Пятиклассники вступают в "критический период онтогенеза, связанный с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системе отношений индивида". У учащихся наблюдается "бурное физическое и половое развитие", продолжается интеллектуальное развитие, происходит перестройка эмоциональной сферы. Под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции "в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость". А также меняются условия самой школьной деятельности. Сложность для учащегося при переходе в пятый класс заключается в том, что "успешность адаптации школьника к обучению в этом возрасте зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием". Пятиклассник в сравнении с вчерашним младшим школьником теперь переходит на качественно другой уровень, занимая при этом непривычно новое для него место и выполняя новые функции. Теперь он "должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований".

В пятом классе поведение младшего подростка начинает регулироваться его самооценкой, которая формируется в ходе общения с окружающими его людьми. "Изменение социальной ситуации развития подростка связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира". Именно это чувство взрослости, являющееся неким новообразованием данного периода, приходится учитывать в процессе обучения. Также отмечают "развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, своим возможностям и способностям". Всё это диктует свои правила обучения в пятом классе.

Анализ литературы показал, что хотя большинство источников относят пятиклассников к младшему подростковому возрасту, единства среди авторов по этому вопросу нет. Так, одни авторы начало подросткового возраста относят к 12 годам, более современные источники, - к 10.

Также следует заметить, что существует прямая связь между формированием интереса к предмету и мотивацией, обуславливающей этот процесс. В данной работе мотивация будет рассматриваться как основное звено в формировании интереса учащихся. Проведенное исследование показало большую корреляцию этих двух терминов, по сути, ставя размытую границу между ними и приравнивая их друг к другу.

Проблемой адаптации пятиклассников к звену средней школы и вопросом формирования мотивации учения и интереса занимались Божович Л.И. , В.В. Давыдов , И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, Леонтьев А.Н. , А.К. Маркова, Эльконин Д.Б.

Цель работы - выявление факторов, влияющих на формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса.

Объект исследования: мотивационная сфера личности.

Предмет исследования: формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса.

Гипотеза исследования: главными факторами формирования интереса у учащихся пятого класса являются познавательный интерес, связанный с содержанием самой учебной деятельности, и социальные мотивы.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

Провести анализ источников по темам формирование интереса и мотивации учебной деятельности и психофизиологическим особенностям исследуемого возраста.

Рассмотреть условия формирования устойчивого интереса и положительной мотивации у учащихся пятого класса.

Осуществить экспериментальное изучение факторов формирования мотивации у учащихся пятых классов.

Опираясь на данные, полученные в результате проведенной работы, определить роль и место социальных и содержательных мотивов в формировании интереса у учащихся пятого класса.

Методы исследования: решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись с помощью комплекса методов исследования. Исследование включало в себя предварительный анализ успеваемости контрольного класса и наблюдение за ними в течение всего хода работы. Для определения влияния социальных мотивов была использованная социометрическая методика и опросник "Мой класс". Для диагностики в сфере мотивации и эмоционального отношения к учению была использована методика, основанная на опроснике Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой и методика оценки рисунков учащихся. Также для выявления наличия познавательного интереса была использована методика Казанцева Г.Н.

Апробация проходила в пятых классах средней школы № 329. Основная экспериментальная работа осуществлялась на занятиях по иностранному языку.

Структура дипломной работы подчинена целям и задачам, поставленной проблемы, обусловлена логикой научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 69 источников, и 3 приложения. Общий объём работы составляет 69 страниц.


Другие статьи:

Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми
Функциональные направления деятельности социального педагога обусловливаются следующими этапами и составляющими социально-педагогической технологии: выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Чтобы ...

Речь. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблеме развития речи посвящены работы таких исследователей, как М.С. Соловейчик, А.А. Леонтьев, Львов М.Р., Т.А. Ладыженская, Жинкин Н.И., С.Л. Рубинштейн и др. С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это ...

Сущность понятия «формулы речевого этикета»
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности ребенка. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения гра ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru