Организация педагогического воздействия на основе социально-психологического обеспечения

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Организация педагогического воздействия на основе социально-психологического обеспечения

Страница 1

Главной целью педагогического воздействия на учащегося является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.

Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете закономерностей личности процесса воздействия, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Важно так строить педагогический процесс, чтобы педагог руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Условие эффективности воспитательного воздействия - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности.

Известно, что положительная мотивация значительно стимулирует деятельность. Исследованиями установлена зависимость эффективности деятельности от силы мотивации: чем выше сила мотивации, тем выше результат деятельности (закон Йеркса-Додеона). Однако такая связь сохраняется лишь до определенного предела: если по достижении оптимального уровня сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает снижаться.

В целом работа по формированию мотивации представляет собой поэтапный процесс. Его реализация требует систематической, планомерной работы. Вместе с тем реализация описанных ниже этапов не требует от педагога значительных затрат времени и, следовательно, не нарушает обычного течения процесса обучения. От учителя требуется лишь взглянуть на традиционную организацию своей работы с точки зрения ее модернизации согласно задачам формирования мотивационного компонента воспитательной деятельности.

Подготовительный этап предполагает установление контакта педагога с классом. Особое значение он приобретает в начале обучения, т. е. в момент первых встреч класса и учителя.

Основными направлениями работы на данном этапе являются:

Формирование у школьников понимание руководящих функций учителя в процессе педагогического процесса.

1. Проявление к детям ровного, дружелюбного отношения.

2. Формирование в классе уважительных отношений среди детей.

3. Достижение взаимопонимания в отношениях учителя с родителями.

4. Установление отношений доверия между детьми и учителем.

Первый этап связан с началом педагогического процесса. На этом этапе важно добиться возникновения положительного настроя. Здесь возможны различные подходы: учитель может использовать каждое из предложенных ниже направлений самостоятельно или весь комплекс вместе. Выбор зависит от конкретной ситуации, особенностей детей, целевых установок учителя.

Направления работы на первом этапе:

1. Обеспечение ярких представлений детей о своих предыдущих успехах.

2.Создание ситуации для проявления желания узнать что-то новое, полнее познакомиться с изучаемыми явлениями, увидеть перспективы своей работы.

3. Формирование представления о личной значимости изучаемого материала для ребенка (его положения в классе, успешности в обучении, адаптации в жизни).

Второй этап предполагает закрепление возникшей мотивации в процессе взаимодействия учителя и учеников в процессе решения конкретных задач.

Направления работы на втором этапе:

1. Формирование заинтересованности деятельностью с помощью разных вариантов работы. Это способствует снятию возникающего в педагогическом процессе напряжения, обеспечивает индивидуальный подход для каждого ребенка, позволяет соединять в работе индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы.

2. Введение самостоятельных работ для формирования умения следовать поставленной цели, осуществлять контроль за своей деятельностью, обращаться за помощью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Конструирование по теме
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разн ...

Игры для развития внимания
«Корректор» Цель: концентрация внимания. Эту игру дети обычно любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми и важными. Для начала нужно объяснить им смысл непонятного слова "корректор". Вспомните с ребенком его любимые книги и детские журналы. Встречал ли он в н ...

Естественнонаучные основы развития психомоторных функций
Изучение психомоторного развития человека в его многоуровневых и многогранных проявлениях определяется местом психомоторной организации в целостной психологической структуре человека как индивида, личности, субъекта важнейших социальных видов деятельности — труда, познания, общения. Двигательные ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru