Экспериментально-практическое исследование проходило в специальной коррекционной школе VIII вида г.Саратова. В эксперименте принимали участие 25 детей, младшие школьники 9-10 лет.
Чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, была проведена следующая работа:
- Изучили психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме.
- Подобрали различные методики для диагностики уровня формирования социально-трудовых навыков умственно отсталых школьников;
- Диагностировали уровень развития социально-трудовых навыков испытуемых экспериментальной и контрольной групп на начало исследования.
- Провели диагностику уровня сформированности социально-трудовых навыков испытуемых экспериментальной группы и контрольной группы с констатацией достигнутых результатов на конец исследования;
- Выработали методические рекомендации для учителей, воспитателей и родителей по применению Программы развития психомоторных и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников 8-9 лет.
Важнейшей задачей в коррекции личности учащихся с нарушением интеллекта является подготовка к будущей самостоятельной жизни. В этом аспекте была проведена диагностика умения школьниками выполнять самостоятельно задания в процессе внеучебной трудовой деятельности.
При разработке методики мы опирались на ряд методологических принципов:
принцип деятельностного подхода, означающий организацию возможной самостоятельности школьников в процессе труда;
принцип дифференцированного и индивидуального подхода, обусловленный различным уровнем развития социально-трудовых навыков школьников. Реализация этого принципа осуществлялась путем подбора индивидуальных заданий, что давало возможность варьировать их содержание, выбирать адекватные приемы работы с каждым школьником;
принцип личностно-ориентированного подхода, заключающийся в выявлении и раскрытии индивидуальных возможностей школьников, оказании им помощи в осознании себя личностью, осуществлении самореализации и самоутверждения. Реализация этого принципа проводилась за счет подбора заданий, способствующих раскрытию трудовых возможностей умственно отсталых школьников и умению осознавать себя личностью и видеть личность в других.
В соответствии с выдвинутыми принципами формулировались психолого-педагогические условия организации работы по развитию социально-трудовых навыков, которые обеспечивали эффективное использование практико-ориентированной методики по развитию социально-трудовых навыков. Суть этих условий заключалась в следующем:
задания подбирались с учетом уровней сформированности социально-трудовых навыков умственно отсталых школьников;
применялся принцип поступательного расширения программы трудовых действий;
использовались вопросы и задания, направленные на мотивацию трудовой деятельности учащихся, на побуждение их к активному труду, способствующие сохранению положительного эмоционального настроя на протяжении всего урока.
Методика.
Цель: выявить уровни самостоятельности младших школьников с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности
Исследование особенностей проявления самостоятельности в разных видах труда осуществлялось путем естественно педагогического эксперимента.
Наблюдения проводились в трех видах трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд.
Например, при самообслуживании регистрировались умения, которыми обладает ребенок завязывание шнурков, навыки гигиены. По данным наблюдения выставлялась оценка (балл) - от 1 до 5 который соответствовал уровню развитию самостоятельности.
Конкретно наблюдение проводилось следующим образом:
Во-первых, в условиях коррекционного учреждения г. Саратова проводились непосредственные наблюдения за поведением детей в процессе самообслуживания. То есть, мы наблюдали как младшие школьники с недостатками интеллекта складывали школьные принадлежности, одевались, шнуровали обувь и т.д. В процессе наблюдения было установлено, что многие дети не достаточно применяют навыки самообслуживания (об этом подробно ниже).
Во-вторых, проводилось наблюдение за поведением младших школьников в столовой (умение правильно пользоваться столовыми приборами ит.д.)
В-третьих, были организованы мероприятия по уборке классного помещения, в процессе которого велось наблюдение за детьми, оцнивалась активность школьников, принимавших участие в уборке.
В-четвертых, с младшими школьниками с нарушением интеллекта проводились занятия по ручному труду, в процессе которых проводилась оценка умений и навыков детей в трудовой деятельности.
Критерии оценки (был использованы материалы Т.А. Марковой с учетом контингента специальной школы 8 вида)
Сущность педагогических способностей
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, чт ...
Понятие личности и её развития
В каждой науке о человеке, к числу которых принадлежит и педагогика, «личность» является ключевым понятием. Поэтому очень важно точно разобраться в определении этого понятия. Итак, что в классическом понимании включает в себя слово «личность»?
Личность - это осознание себя, внешнего мира и места ...
Теоретический аспект патриотического воспитания
Гасанов З.Т. в своей статье «Цели, задачи и принципы патриотического воспитания» определяет российский патриотизм как отношение граждан к своей Родине — Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее, как отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, г ...