1909 – 1912 – Учеба Есенина во второклассной церковно-учительской школе в Спас-Клепикове. Поэт никак не может подладиться к бурсацким правилам жизни, отличается от своих одноклассников повышенной чувствительностью, интеллигентностью, уязвимостью, хотя часто берет на себя роль предводителя. Учится он хорошо, и учителя поручают ему проверять уроки всех лодырей, которых оставляли без обеда готовить несделанные домашние задания. Именно в Спас-Клепиках Есенину открывается Пушкин, творчество которого он ценил всю свою последующую жизнь. В этот период жизни стихи поэта были крайне несамостоятельны, в них чувствовалось прямое влияние Надсона и молодого Лермонтова, подражание им: «Звезды», «Поэт», «И. Д. Рудинскому», «У могилы», «Что прошло – не вернуть» и другие.
Есенин чуждается домашних и оберегает от их насмешек свою личную жизнь, в особенности, отношения с молодой помещицей Лидией Ивановной Кашиной. К ней, несмотря на то, что она, мать двоих детей и замужняя женщина, на десять лет старше Есенина, он испытывает чувства более глубокие, нежели почтительные или уважительные. Каждое лето Лидия приезжала в деревню с детьми, но без мужа. Ее муж был важным генералом, но она не хотела с ним жить. Шестнадцатилетнего Сергея с помещицей знакомит его друг Тимоша Данилин, который учит ее детей. С тех пор поэт становится частым гостем в ее доме. Кашиной посвящено стихотворение «Зеленая прическа, девическая грудь .». Более того, она становится одним из прототипов Анны Снегиной в одноименной поэме.
1912 – После окончания Спас-Клепиковской школы Есенин переезжает в Москву Александр Есенин устроил сына в контору к своему хозяину с условием, что Сергей осенью поступит в учительский институт. Однако тот сразу же показал характер: ему не нравятся конторские порядки. Через неделю он взял расчет и заявил отцу, что ни в какой учительский институт не пойдет, и что сам будет искать себе место в жизни. Есенин пришел в Суриковский кружок литераторов, названный так по имени известного в то время поэта Ивана Сурикова. Члены этого кружка увлекались социально-народническими декларациями, и где-то год спустя Есенин порвал с этим кружком, поняв, что его это не привлекает.
1913 – в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон появляется первая публикация Есенина – стихотворение «Береза». Сейчас один из учеников прочитает его вслух.
Ученик:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Учитель: Спасибо. Скажите, пожалуйста, как чувства возникают у вас от прочтения этого стихотворения?
Ученик: Возникает чувство умиротворения, спокойствия, эстетического удовлетворения. Поэт воспроизводит очень яркую картину зимней природы.
Учитель: Каким образом поэт достигает такой визуальной четкости изображения?
Ученик: Поэт использует различные средства художественной выразительности: олицетворения («береза принакрылась снегом», «заря обсыпает ветки»), сравнения («принакрылась снегом, будто серебром»), метафоры («распустились ветки белой бахромой», «горят снежинки в золотом огне»), эпитеты («снежной каймой», «на пушистых ветках», «в сонной тишине»).
Учитель: Скажите пожалуйста, напоминает ли вам это стихотворение Есенина какое-нибудь стихотворение из поэзии XIX века?
Ученик: Да, вспоминается стихотворение А. А. Фета «Печальная береза…». В нем нашему взгляду представляется подобная картина заснеженной березы.
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
ак гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Учитель: Однако какие вы видите различия между двумя этими стихотворениями?
Ученик: Если в стихотворении Есенина создается спокойная и радостная атмосфера, то подобное стихотворение Фета звучит намного грустнее, хотя там тоже наблюдаются положительные эмоции: «печальная береза», «траурный наряд», «жаль мне».
Учитель: Как вы думаете, о чем может свидетельствовать сходство и различие стихотворений Есенина и Фета?
Ученик: Есенин, с одной стороны, продолжает традиции русской пейзажной лирики, а с другой стороны, открывает в ней что-то свое.
Учитель: Спасибо. Теперь продолжим наш разговор о жизни поэта.
1913 - Посещает вольнослушателем историко-философский факультет Народного университета имени Шанявского. Устраиваеся корректором в типографию Сытина. Тогда же он знакомится с Анной Изрядновой, тоже работавшей там. Есенин при первой же встрече взволновал ее сердце: «Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был . На нем был коричневый костюм, накрахмаленный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив…» К Анне Сергей привязался, читал стихи. Они сняли комнату у серпуховской заставы и начали семейную жизнь. В декабре 1914 у них родился сын Юрий. Когда Анна вернулась домой, у Сергея был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены и даже обед готов и куплено пирожное. На ребенка 19-летний Есенин смотрел с любопытством, все твердил: «Вот я и отец». Потом привык, полюбил его, качал, убаюкивая, пел над ним песни. Говорил Анне: «Ты пой ему больше песен». Но в марте уехал в Петербург. Анна не винила его в этом, потому что понимала, что его «нетронутая хорошая душа» предназначена была не для семейной жизни. Женщина осталась преданной Есенину до конца жизни, и сам поэт всегда относился к ней с теплотой. Он иногда навещал ее и сына, пришел к ней попрощаться перед отъездом в Ленинград в декабре 1925 года, просил беречь сына. Однако Юрий Есенин был расстрелян 13 августа 1937 года по обвинению в подготовке к покушению на Сталина. (Фотографии Есенина времен его службы в типографии Сытина, фото Анны Изрядновой).
Письмо Макаренко А.С. по его творчеству
Уважаемый Антон Семенович!
Сейчас в 21 веке одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является ваша педагогическая система. Ваши идеи долгое время не признавались официальной педаго ...
Сущность общения
Общение - это сложный процесс выступающий, как взаимодействие людей, вид самостоятельной человеческой деятельности, атрибут других видов человеческой деятельности, информационный процесс, отношение людей друг к другу, взаимовлияние людей, взаимное переживание и понимание. Общение имеет огромное зн ...
Фрагмент урока для 6-го класса по теме «Деление обыкновенных дробей»
Комментарии к уроку
Данный урок является обобщающим в серии уроков по теме «Деление обыкновенных дробей». Основная цель урока - закрепить навык деления обыкновенных дробей через дидактические игры, проверка знаний и коррекция. Подобранные задания позволяют учащимся так же развивать внимание, позн ...