Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования. В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериоризации социально-культурных программ и общественного наследия. Ее возникновение и развитие, как и деятельности вообще, связано, в конечном счете, не с добрыми пожеланиями власть имущих или каких-то иных социальных групп с потребностями общества на каждом этапе его существования. Это необходимо для обеспечения преемственности, постоянного совершенствования, которое может быть эффективно только при условии непрерывного улучшения социального функционирования членов общества.
Существует несколько определений понятия социально-педагогическая деятельность. По А.В. Мудрику, социально-педагогическая деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат.
По М.А. Галагузовой, социально-педагогическая деятельность это разновидность профессиональной деятельности, направленное на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, самореализации, освоением социально-культурного опыта и на создание условий для самореализации в обществе.
По Ю.В. Васильковой и Т.А. Васильковой, данный вид деятельности, по сути, есть социальная работа, включающая педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в самоорганизации, на установление нормальных отношений в семье, в училище, в обществе.
Итак, в центре интересов социального педагога находится подросток. Неблагополучие семьи волнует социального педагога поскольку оно не обеспечивает благополучие подростка. Социально-педагогическая деятельность и так называемое социальное закаливание детей, подростков, то есть развитие способности у них выжить в сложных ситуациях, не сломаться найти способы преодоления трудностей, оставаясь достойным человеком. Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту сформировать у подростка навыки общения, помощь ему адаптироваться в новой среде и так далее. Цель в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой.
Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности (Рис. 1).
Рисунок 1. Структура социально-педагогической деятельности
Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного подростка, на его семью, решение проблем подростка, возникающих в процессе социализации, интеграции в обществе, по средствам изучения личности подростка и окружающий его среды, составления индивидуальной программы помощи подростку и его семье, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема подростка.
Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении
игре в баскетбол
Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна ...
Этапы формирования коммуникативных навыков в процессе обучения иностранному
языку
Формирование навыка со всеми присущими ему качествами, особенно автоматизированности, устойчивости, гибкости и относительной сложности, требует определенных условий. Поскольку условия создаются в упражнениях, становятся ясными, что для формирования речевых навыков необходимы специальные упражнения ...
Программа работы социального педагога ПУ № 39 г. Мелеуза с подростком из неблагополучной семьи и ее анализ
подросток профессиональное учреждение педагогическая
Опытная работа была проведена на базе ГАОУ НПО Профессиональное училище № 39 г. Мелеуза. Количество учащихся 208 человек. Училище способно быть примером уважительного, гуманного отношения к подростку, его семьё, творческого подхода к развитию и ...