Деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированных учебных занятий в школе предусматривала систему логически взаимосвязанных и последовательных действий педагогов общеобразовательного учреждения по следующему алгоритму:
от освоения теории – через технологическую проработку – к самостоятельной творческой работе учителей. В школе реализуется принцип уровневого подхода в совершенствования педагогического мастерства: сначала материал рассматривается на информационно-знаковом уровне, потом знания переводятся на отражательно-преобразующий уровень и, наконец, закрепляется на уровне самостоятельной профессиональной деятельности.
Кратко охарактеризуем последовательность наших действий.
1. Знакомство с сущностью личностно-ориентированного подхода, которая заключается в том, что профессиональные устремления педагога направлены на содействие развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.
2. Освоение основных понятий личностно-ориентированного подхода, которые являются главным инструментом мыследеятельности педагогических работников. Отсутствие этих понятий в сознании педагогов или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в учебно-воспитательной деятельности.
К таким понятиям, на наш взгляд, можно отнести следующие:
· индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
· личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
· самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
· самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
· субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
· субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
· Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
· выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
· педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (по О.С. Газману, Т.В. Фроловой).
3. Формулирование исходных положений и основных правил
построения процесса музыкального образования учащихся, которые в совокупности являются основой педагогического кредо работников школы.
ü Принцип самоактуализации.
В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Педагог должен верить в возможности каждого ребенка, пробуждать, поддерживать и стимулировать стремление детей проявлять и развивать свои природные способности и социально приобретенные возможности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.
Урок-эссе
Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я".
Словарь кратких литературоведч ...
Дидактические цели использования информационных ресурсов портала
Дидактические цели, преимущества и основные методы использования сетевых информационных образовательных ресурсов для участников образовательного процесса: преподавателей, администраторов, менеджеров, абитуриентов, обучаемых (учащихся или студентов), родителей.
Целями использования информационных ...
Формы работы с семьями, имеющими детей с
нарушениями в развитии
Формирование личности детей с нарушениями в психофизическом развитии в первую очередь происходит в семье. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой (Т.Г.Богданова, Н.В.Мазурова, 1998).
Дети с отклонениями в развитии чаще других ...