Деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированных учебных занятий в школе предусматривала систему логически взаимосвязанных и последовательных действий педагогов общеобразовательного учреждения по следующему алгоритму:
от освоения теории – через технологическую проработку – к самостоятельной творческой работе учителей. В школе реализуется принцип уровневого подхода в совершенствования педагогического мастерства: сначала материал рассматривается на информационно-знаковом уровне, потом знания переводятся на отражательно-преобразующий уровень и, наконец, закрепляется на уровне самостоятельной профессиональной деятельности.
Кратко охарактеризуем последовательность наших действий.
1. Знакомство с сущностью личностно-ориентированного подхода, которая заключается в том, что профессиональные устремления педагога направлены на содействие развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.
2. Освоение основных понятий личностно-ориентированного подхода, которые являются главным инструментом мыследеятельности педагогических работников. Отсутствие этих понятий в сознании педагогов или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в учебно-воспитательной деятельности.
К таким понятиям, на наш взгляд, можно отнести следующие:
· индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
· личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
· самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
· самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
· субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
· субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
· Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
· выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
· педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (по О.С. Газману, Т.В. Фроловой).
3. Формулирование исходных положений и основных правил
построения процесса музыкального образования учащихся, которые в совокупности являются основой педагогического кредо работников школы.
ü Принцип самоактуализации.
В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Педагог должен верить в возможности каждого ребенка, пробуждать, поддерживать и стимулировать стремление детей проявлять и развивать свои природные способности и социально приобретенные возможности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.
Методологические основы проверки ЗУН учащихся в условиях ФГОС II поколения
Вопросы проверки уровня усвоения знаний и оценки знаний учащихся в начальной школе давно являются актуальными и поэтому рассматриваются ведущими методистами. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал во ...
Анализ результатов, обобщение, методические рекомендации по реализации
предложенных методик
Итак, развитие фонематического восприятия проходит в несколько этапов. Каждый этап имеет свое определенное значение. Далее хотелось бы остановиться на особенностях этих этапов.
Этапы развития фонематического восприятия
1. Развитие неречевого слуха
На этом этапе проводятся упражнения на различен ...
Основные цели и направления профилизации образования
Основные цели перехода к профильному обучению таковы:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуа ...