Популярность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности обучающихся обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ личностно-ориентированного подхода в общем образовании внесли такие ученые, как Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.П. Зинченко, О.Ф. Больнов, В. Дильтей, М. Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне, Я. Корчак, С. Френе, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.), они предприняли усилия для становления в России теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Осознание целесообразности использования личностно-ориентированного подхода в процессе развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала побудило педагогов МОУ СОШ № обратиться к разработке технологии подготовки и проведения учебных занятий на основе применения данной методологической ориентации.
Под технологией нами понимается логически целесообразный и последовательный порядок умственных и практических действий, выполняемых при разработке проекта (по В.С. Безруковой). В результате научных консультаций и дискуссий был определен и апробирован следующий порядок действий педагогических работников общеобразовательного учреждения по организации личностно-ориентированных учебных занятий (см. схему 1).
Схема.1.Алгоритм организацииличностно-ориентированных учебных занятий в школе
I. Подготовительный этап |
1. Знакомство педагогов с сущностью личностно-ориентированного подхода. 2. Освоение педагогами основных понятий личностно-ориентированного подхода. 3. Совместное формулирование исходных положений и основных правил построения процесса музыкального образования учащихся. 4. Формирование у педагогов устойчивых представлений о компонентах личностно-ориентированного учебного занятия. |
↓ |
II. Проектировочный этап |
5. Формулирование замысла личностно-ориентированного учебного занятия. 6. Определение целевых ориентиров личностно-ориентированного учебного занятия. 7. Отбор содержания личностно-ориентированного учебного занятия. 8. Определение типологии и структуры личностно-ориентированного учебного занятия. 9. Выбор формы проектирования личностно-ориентированного учебного занятия. |
↓ |
III. Внедренческий этап |
10. Создание необходимых организационных и мотивационных условий, пространственно-временного и материально-технического обеспечения личностно-ориентированных учебных занятий. 11. Апробирование на учебных занятиях наиболее адекватных данной ориентации способов педагогической деятельности. |
↓ |
IV. Аналитический этап |
12. Отработка методики педагогического анализа и самоанализа личностно-ориентированного учебного занятия. 13. Обобщение педагогического опыта работы и его распространение. |
Теоретические основы реализации коммуникативного метода обучения
иностранным языкам
Метод - это система функционально взаимообусловленных частнометодическнх принципов, объединенная единой стратегической идеей, направленной на обучение какому-либо виду речевой деятельности. Для коммуникативного метода такой идеей является коммуникативность обучения. Следовательно, построение проце ...
Структура и назначение
Обучающего раздела
Каждая глава раздела состоит из последовательности тем, каждая тема на входе содержит краткое описание изучаемого материала и одно или несколько заданий и заключение по теме.
Задание содержит модель реальной ситуации, в которой от учащегося требуется выполнить определенные действия или получить з ...
Система упражнений по теме «Треугольники и четырехугольники»
Данная система упражнений основывается на принципах:
Принцип наглядно-деятельностной геометрии.
Принцип познания законов природы средствами геометрии.
Принцип развития образного мышления и изобразительных умений.
Согласно учебнику по математике для 5 класса общеобразовательных учебных заведени ...