Методологические основы проверки ЗУН учащихся в условиях ФГОС II поколения

Информация о педагогике » Формы и виды проверки знаний учащихся на уроках окружающего мира » Методологические основы проверки ЗУН учащихся в условиях ФГОС II поколения

Страница 1

Вопросы проверки уровня усвоения знаний и оценки знаний учащихся в начальной школе давно являются актуальными и поэтому рассматриваются ведущими методистами. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихся и предложил методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе. В странах Европы и Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы.

Отечественный ученый В.П. Беспалько предлагает в рамках педагогической технологии свою систему объективного контроля и оценки знаний учащихся. Главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по 12-балльной системе отметок.

Таким образом, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом сложностей, в том числе организационных и психологических. Дело в том, что учителями неохотно принимаются нововведения контроля результатов обучения, так как от них требуются усилия понять новые системы и потратить время на их освоение и применение.

В сложившихся условиях ФГОС II поколения меняются способы оценки деятельности ученика. Наряду с оценкой учителя существует и самооценка, предполагающая, что ученик выделит и осознает, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознает качество и уровень усвоения. Самооценка – это один из элементов регулятивных УУД, который учитель должен формировать у школьника. Современная школа предполагает, что ученик нашего времени будет успевать за стремительно растущим количеством новой информации, отбирая полезную для него. Именно поэтому способы проверки должны включать более широкий спектр вариантов оценивания знаний школьника.

В последние годы в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности школьников, причем показатели знаний описываются через владение их элементами, выражающимся в выполнении учащимися интеллектуальных операций, поддающихся объективному измерению. Обобщенная система показателей обученности может быть представлена следующим образом:

а) показатель сформированности знаний.

Владение понятиями:

– узнавание и определение понятий; раскрытие объема понятий; раскрытие содержания понятия; установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе; характеристика действий, вытекающих из содержания понятия.

Владение фактами:

- знание фактов; установление логики взаимосвязи между фактами.

Владение научной проблематикой:

- узнавание научных проблем в контексте обучения; формулирование проблемы, исходя из представлений о той или иной проблемной ситуации; наличие представлений о возможных путях решения данной проблемы.

Владение теориями:

- узнавание теории, раскрытие содержания теории, характеристика действий, осуществляемых на основе теории.

Владение закономерностями и правилами:

- узнавание правила, закономерности, формулирование закономерности, правила; раскрытие содержания правила, закономерности; характеристика действий, связанных с применением правила, закономерности.

Владение методами и процедурами:

- узнавание метода, процедуры в контексте изученного материала; раскрытие содержания метода, процедуры; характеристика условий применения метода, процедуры.

Диагностичные показатели владения умениями – конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте обучения. Вместе с тем в структуре любого действия можно выделить общие элементы, реализация которых необходима при воспроизведении каждого конкретного умения. Владение этими элементами может служить показателями сформированности умения:

– построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Особенности детского конструирования
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления да ...

Методы и приемы работы с аудиовизуальными средствами. Техническое воплощение презентации согласно технологии программы PowerPoint и требованиям к наглядности
Специальным образом подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематические изображения – дидактические картины – (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, ...

Сценарий занятия-спектакля "Ждем гостей на день рождение"
Действующие лица: Бабушка (взрослый), остальные действующие лица – дети: Мама, Папа, Сын, Дочка, 10 Гостей Декорации и реквизит: -Обстановка комнаты для приема гостей. -Столы для чаепития, чайная посуда, угощение. -Журнальные столики, газеты, книги, журналы, детский уголок мягкой мебели, зерк ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru