Методологические основы проверки ЗУН учащихся в условиях ФГОС II поколения

Информация о педагогике » Формы и виды проверки знаний учащихся на уроках окружающего мира » Методологические основы проверки ЗУН учащихся в условиях ФГОС II поколения

Страница 1

Вопросы проверки уровня усвоения знаний и оценки знаний учащихся в начальной школе давно являются актуальными и поэтому рассматриваются ведущими методистами. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихся и предложил методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе. В странах Европы и Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы.

Отечественный ученый В.П. Беспалько предлагает в рамках педагогической технологии свою систему объективного контроля и оценки знаний учащихся. Главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по 12-балльной системе отметок.

Таким образом, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом сложностей, в том числе организационных и психологических. Дело в том, что учителями неохотно принимаются нововведения контроля результатов обучения, так как от них требуются усилия понять новые системы и потратить время на их освоение и применение.

В сложившихся условиях ФГОС II поколения меняются способы оценки деятельности ученика. Наряду с оценкой учителя существует и самооценка, предполагающая, что ученик выделит и осознает, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознает качество и уровень усвоения. Самооценка – это один из элементов регулятивных УУД, который учитель должен формировать у школьника. Современная школа предполагает, что ученик нашего времени будет успевать за стремительно растущим количеством новой информации, отбирая полезную для него. Именно поэтому способы проверки должны включать более широкий спектр вариантов оценивания знаний школьника.

В последние годы в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности школьников, причем показатели знаний описываются через владение их элементами, выражающимся в выполнении учащимися интеллектуальных операций, поддающихся объективному измерению. Обобщенная система показателей обученности может быть представлена следующим образом:

а) показатель сформированности знаний.

Владение понятиями:

– узнавание и определение понятий; раскрытие объема понятий; раскрытие содержания понятия; установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе; характеристика действий, вытекающих из содержания понятия.

Владение фактами:

- знание фактов; установление логики взаимосвязи между фактами.

Владение научной проблематикой:

- узнавание научных проблем в контексте обучения; формулирование проблемы, исходя из представлений о той или иной проблемной ситуации; наличие представлений о возможных путях решения данной проблемы.

Владение теориями:

- узнавание теории, раскрытие содержания теории, характеристика действий, осуществляемых на основе теории.

Владение закономерностями и правилами:

- узнавание правила, закономерности, формулирование закономерности, правила; раскрытие содержания правила, закономерности; характеристика действий, связанных с применением правила, закономерности.

Владение методами и процедурами:

- узнавание метода, процедуры в контексте изученного материала; раскрытие содержания метода, процедуры; характеристика условий применения метода, процедуры.

Диагностичные показатели владения умениями – конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте обучения. Вместе с тем в структуре любого действия можно выделить общие элементы, реализация которых необходима при воспроизведении каждого конкретного умения. Владение этими элементами может служить показателями сформированности умения:

– построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетенции педагога дополнительного образования
Инновационная деятельность учителя - социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выходящий за пределы нормативной деятельности (Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика. Учебное пособие) Педагог дополнительного образования - это ключевая фигура, от профессионализма котор ...

Формы организации обучения
Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию ...

Основные направления молодежной политики г. Серпухова
На территории г. Серпухова управление по культуре, спорту и работе с молодёжью осуществляет разработку и реализацию государственной молодежной политики, а также координирует в случаях, установленных федеральным и региональным законодательством, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru