Понятие среднего профессионального образования, типы учреждения среднего профессионального образования

Информация о педагогике » Организация социально–педагогической деятельности в условиях учреждения среднего профессионального образования » Понятие среднего профессионального образования, типы учреждения среднего профессионального образования

Страница 1

Среднее профессиональное образование (далее - СПО) – это уровень образования, приобретаемый на базе полного или неполного общего среднего, в соответствующих профессиональных учебных заведениях: училищах, техникумах и колледжах:

- училище – это учебно-воспитательное учреждение, название учебных заведений разного уровня и профиля – профессионально – технических, средних специальных, реже высших;

- техникум – это среднее профессиональное учебное заведение;

- колледж это английские высшие заведения (закрытые), из которых состоят английские университеты.

Отличительная особенность образования в среднем профессиональном учебном заведении (далее – спуз) – усвоение человеком, получающим его, профессиональных индивидуальных практических знаний, навыков, умений, необходимых для выполнения работ определенной степени сложности в той или иной отрасли, для руководства работой первичных производственных звеньев. Причем для некоторых специальностей это образование является высшей квалификационной ступенью .

Появление структуры среднего профессионального образования в общеобразовательном пространстве исторически обосновано следующими факторами:

а) ускорением в разделении труда на физическую и умственную сферы, количественным ростом числа профессий (особенно в экономике, военном деле, здравоохранении, просвещении);

б) урбанизацией (то есть ростом числа городов и численности городского населения) и укреплением городских школ (особенно начиная со второй половины XIX века);

в) ростом числа городских школ (и связи с этим недостаточностью школьно – гимназической подготовки для продолжения образования в вузе).

Начиная с первой половины XX века – в связи с бурным развитием науки и техники – дефицит среднего профессионального образования стал особенно ощутим, поскольку высшая школа оказалась менее подвижна и динамична к профессиональным переменам в жизни общества. Именно поэтому во многих странах среднее профессиональное образование стало необходимой ступенью высшего образования.

В современных условиях значительно повышается доля самостоятельной работы и самообразования учащихся. Возрастает также роль социального заказа, то есть конкретных и оперативных корректировок содержания профессиональной подготовки учащихся. Вот почему соответствие содержания образования современным и перспективным требованиям профессиональной деятельности – важнейшая педагогическая и организационная проблема среднего профессионального образования. И решать ее придется молодым специалистам, которые после окончания вуза вольются в преподавательские коллективы техникумов, училищ и колледжей.

Очевидно, что истоки возникновения среднего профессионального образования в целом и средних профессиональных заведений в частности, тесным образом связаны с появлением еще в средние века (XI – XV века) системы городских цехов различного профиля, возникших, прежде всего там, где был высок спрос на производство орудий труда, предметы быта, поисковые изыскания. Например, в Древнем Новгороде еще до татаро – монгольского ига существовали цеха обувщиков, ткачей, кузнецов, литейщиков, оружейников, пекарей. Аналогично развивалось мелкое кустарное производство и в странах Западной Европы, а также в ряде стран Азии и Африки. Необходимо заметить, что дети и подростки мастеровых людей учились, как правило, в специальных гильдейских школах (от «гильдия»), отделенных сразу же от школ приходских.

Но с ростом городов мелкие цеха, чтобы выжить в условиях зарождающихся капиталистических отношений в производстве, вынуждены были объединяться. К тому же время эпохи Просвещения (XVIII века) наметило в профессиональном образовании новую тенденцию: развивать обучение профессиям централизованно в доступном виде (в отличие от средних веков, когда обучение строилось по принципу преемственности), с научных и педагогических позиций. Даже в школьные программы стало включаться трудовое обучение (особенно после победы Великой Французской революции). В России в числе первых учебных профессиональных заведений можно назвать навигационную школу (открытую еще Петром I), артиллерийскую школу (1712), военную фельдшерскую школу (1754), театральное училище (1783), учительскую семинарию (1786) .

Таким образом, к середине XIX века в целом ряде развитых стран, которых остро задела урбанизация (в том числе и России), назрела необходимость формирования нового отдельного направления в образовании – наряду с классическим общим и высшим. Однако имеется в виду вовсе не среднее профессиональное образование, а т. н. реальное образование. Реальные учебные заведения (школы, училища, гимназии) просуществовали вплоть до начала XX века, но в дальнейшем гарантий своим выпускникам не давали (при поступлении в вузы, при поступлении на государственную службу). Метаморфоза, которую претерпели реальные учебные заведения, такова: они сами стали похожи на классические учебные заведения за счет расширяющихся знаний и дисциплин.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Анализ учебников математики 5-6 классов
Сравнительная характеристика учебников математики 5-6 классов по количеству сюжетных задач Название учебника Количество текстовых задач, в% 5 класс 6 класс Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика. УМК для 5-6 классов 32 27 Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика. ...

Методика обучения ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте
Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах обязательно начинается с подготовительного периода. Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, то есть те месяцы, когда снежный покров для передвижения на лыжах еще не достаточен. На прогулке с детьми, одетыми в облегченную оде ...

Психологическая структура учебной деятельности
Проблема структуры учебной деятельности и выделения основных ее компонентов является одной из значимых в современной педагогической психологии. Психологические аспекты содержания понятия учебной деятельности являются предметом исследования В.В. Давыдова, А.А. Деркача, Т.В. Ивановой, И.И. Ильясова, ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru