Понятие среднего профессионального образования, типы учреждения среднего профессионального образования

Информация о педагогике » Организация социально–педагогической деятельности в условиях учреждения среднего профессионального образования » Понятие среднего профессионального образования, типы учреждения среднего профессионального образования

Страница 1

Среднее профессиональное образование (далее - СПО) – это уровень образования, приобретаемый на базе полного или неполного общего среднего, в соответствующих профессиональных учебных заведениях: училищах, техникумах и колледжах:

- училище – это учебно-воспитательное учреждение, название учебных заведений разного уровня и профиля – профессионально – технических, средних специальных, реже высших;

- техникум – это среднее профессиональное учебное заведение;

- колледж это английские высшие заведения (закрытые), из которых состоят английские университеты.

Отличительная особенность образования в среднем профессиональном учебном заведении (далее – спуз) – усвоение человеком, получающим его, профессиональных индивидуальных практических знаний, навыков, умений, необходимых для выполнения работ определенной степени сложности в той или иной отрасли, для руководства работой первичных производственных звеньев. Причем для некоторых специальностей это образование является высшей квалификационной ступенью .

Появление структуры среднего профессионального образования в общеобразовательном пространстве исторически обосновано следующими факторами:

а) ускорением в разделении труда на физическую и умственную сферы, количественным ростом числа профессий (особенно в экономике, военном деле, здравоохранении, просвещении);

б) урбанизацией (то есть ростом числа городов и численности городского населения) и укреплением городских школ (особенно начиная со второй половины XIX века);

в) ростом числа городских школ (и связи с этим недостаточностью школьно – гимназической подготовки для продолжения образования в вузе).

Начиная с первой половины XX века – в связи с бурным развитием науки и техники – дефицит среднего профессионального образования стал особенно ощутим, поскольку высшая школа оказалась менее подвижна и динамична к профессиональным переменам в жизни общества. Именно поэтому во многих странах среднее профессиональное образование стало необходимой ступенью высшего образования.

В современных условиях значительно повышается доля самостоятельной работы и самообразования учащихся. Возрастает также роль социального заказа, то есть конкретных и оперативных корректировок содержания профессиональной подготовки учащихся. Вот почему соответствие содержания образования современным и перспективным требованиям профессиональной деятельности – важнейшая педагогическая и организационная проблема среднего профессионального образования. И решать ее придется молодым специалистам, которые после окончания вуза вольются в преподавательские коллективы техникумов, училищ и колледжей.

Очевидно, что истоки возникновения среднего профессионального образования в целом и средних профессиональных заведений в частности, тесным образом связаны с появлением еще в средние века (XI – XV века) системы городских цехов различного профиля, возникших, прежде всего там, где был высок спрос на производство орудий труда, предметы быта, поисковые изыскания. Например, в Древнем Новгороде еще до татаро – монгольского ига существовали цеха обувщиков, ткачей, кузнецов, литейщиков, оружейников, пекарей. Аналогично развивалось мелкое кустарное производство и в странах Западной Европы, а также в ряде стран Азии и Африки. Необходимо заметить, что дети и подростки мастеровых людей учились, как правило, в специальных гильдейских школах (от «гильдия»), отделенных сразу же от школ приходских.

Но с ростом городов мелкие цеха, чтобы выжить в условиях зарождающихся капиталистических отношений в производстве, вынуждены были объединяться. К тому же время эпохи Просвещения (XVIII века) наметило в профессиональном образовании новую тенденцию: развивать обучение профессиям централизованно в доступном виде (в отличие от средних веков, когда обучение строилось по принципу преемственности), с научных и педагогических позиций. Даже в школьные программы стало включаться трудовое обучение (особенно после победы Великой Французской революции). В России в числе первых учебных профессиональных заведений можно назвать навигационную школу (открытую еще Петром I), артиллерийскую школу (1712), военную фельдшерскую школу (1754), театральное училище (1783), учительскую семинарию (1786) .

Таким образом, к середине XIX века в целом ряде развитых стран, которых остро задела урбанизация (в том числе и России), назрела необходимость формирования нового отдельного направления в образовании – наряду с классическим общим и высшим. Однако имеется в виду вовсе не среднее профессиональное образование, а т. н. реальное образование. Реальные учебные заведения (школы, училища, гимназии) просуществовали вплоть до начала XX века, но в дальнейшем гарантий своим выпускникам не давали (при поступлении в вузы, при поступлении на государственную службу). Метаморфоза, которую претерпели реальные учебные заведения, такова: они сами стали похожи на классические учебные заведения за счет расширяющихся знаний и дисциплин.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Профильное обучение как направление модернизации образования
В соответствии с Концепцией модернизации российского образована на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 12 2001 г. №756-р, Министерством образования РФ совместно с Российской академией образования подготовлен проект Концепции профильного обучения ...

Виды деления понятий
Различают деление по видообразующему признаку и дихотомическое деление. По видообразующему признаку деление может производится – по какому-то основанию – на несколько разных видов. Например, по величине углы делятся на прямые, острые, тупые. В дихотомическом делении понятия, деление производится ...

Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому
"Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием." Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения ра ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru