Формы работы с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии

Формирование личности детей с нарушениями в психофизическом развитии в первую очередь происходит в семье. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой (Т.Г.Богданова, Н.В.Мазурова, 1998).

Дети с отклонениями в развитии чаще других испытывают неприятие и эмоциональное отвержение со стороны семьи. Большинство семей с проблемными детьми характеризуются различными типами негармоничного воспитания и низким уровнем общения.

Существуют основные направления в работе с семьями, которые реализуются силами педагогического состава школы:

- информирование родителей в отношении особенностей развития детей и ухода за ними;

- обучение специальным навыкам и приемам взаимодействия с детьми.

- консультирование семей с участием родителей;

- индивидуальное консультирование родителей в течение всего учебного года;

- итоговое консультирование семьи в конце учебного года, определяющее тактику дальнейшего сопровождения ребенка;

- включение родителей в педагогический процесс: открытые уроки, участие в праздниках, викторинах, экскурсиях.

Учитывая особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, для оптимального сотрудничества с ними важными являются позитивность консультирования, преодоление пассивной позиции семьи, коррекция родительско - детских отношений с активным участием матери, начиная с ранних этапов развития ребенка.

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что у всех детей школьного возраста с нарушением интеллекта высшая нервная деятельность и психические процессы имеют ряд особенностей. Эти особенности приводят к ряду трудностей в учебной деятельности: значительному сужению объёма воспринимаемого материала, дезадаптации детей в окружающей обстановке, медленное усвоение нового материала, быстрое забывание воспринятого. Дети с интеллектуальными нарушениями не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике, ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, делает воспроизведение учебного материала крайне неточным, легко обнаруживается неупорядоченность, бессистемность при анализе объекта, непоследовательное называние того, что бросается в глаза, без выделения существенных признаков. Речевое недоразвитие обнаруживается в нарушениях всех компонентов речи. Отставание и особенности становления устной речи обусловливают трудности в овладении письменной речью.

Среди особенностей эмоционально – волевой сферы детей школьного

возраста с нарушением познавательной деятельности исследователи отмечают недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии с отдалёнными целями. Всем свойственна эмоциональная незрелость, недифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья. Нарушенное интеллектуальное развитие накладывает специфические особенности на ориентировку ребёнка в бытовой и социальной сферах жизни. Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей жизни учащихся и выпускников школ VIII вида. Так как формирование личности детей с нарушениями в психофизическом развитии в первую очередь происходит в семье, то от взаимоотношения ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой

На уроках в школе VIII вида, в качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития, выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Чтобы семья не только успешно справилась с воспитанием детей, но и привила все необходимы качества, которые пригодятся ребёнку в самостоятельной жизни, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.


Другие статьи:

Вклад Г.Н. Волкова в развитие этнопедагогики
Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика". Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович -- наиболее авторитетный у ...

Становление и развитие этнопедагогики
Наиболее ранними считаются письменные обобщения традиционного педагогического знания вообще и этнопедагогического в частности, приведенные в древних письменных памятниках: "Законах царя Вавилонии Хаммурапи" (1792-- 1750 гг. до н.э.), "Законах Ассирии" (вторая половина II тыс. д ...

План организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики
Коллективные виды работы делают уроки математики более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru