Основные этапы социально-педагогической деятельности в учреждении среднего профессионального образования определяются, прежде всего, проблемами, возникающие в процессе обучения, воспитания и формирования профессиональных навыков подростка. Можно выделить следующие этапы социально-педагогической деятельности в профессиональном училище:
- помочь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;
- помочь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за подростком;
- привлечение учащихся, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
- помощь в адаптации к условиям обучения в учреждении среднего профессионального образования;
- распознание, диагностирования и разрешения конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрачивающих интересы подростка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
- индивидуальное и групповое консультирование подростков, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса воспитанию детей в семье и так далее;
- выявление запросов потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов и соответствующих учреждений и организаций;
- помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления;
- проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности профессионального училища;
- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов.
Рассмотрим основные этапы деятельности социального педагога профессионального училища с подростком из неблагополучной семьи.
Первым этапом в деятельности социального педагога подростка из неблагополучной семьи является диагностика. При помощи таких методов как анкетирование, наблюдение, анализ документов, метод экспертной оценки и др. социальный педагог учреждения среднего профессионального образования осуществляет диагностику подростка из неблагополучной семьи.
Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость её структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе, наблюдения); так и полученных входе специально организованного исследования (анкетирование, беседа).
Составляется «карта семьи», куда включается:
- список всех членов семьи с указанием их имён, дат рождения;
- краткие характеристики членов семьи;
- наиболее важные для каждого члена семьи события;
- анализ того, чем держится семья (сплоченность и разделенность ее членов, внутрисемейные правила, нормы, эмоциональный климат);
История возникновения профильного обучения в России
Одна из первых попыток осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий указ предусматривал организацию гимназий двух типов: классическая (цель - подготовка в университет) и реальная (цель - подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные ...
Метод проектов
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике .
Проектная методика отличается ко ...
Создание условий для занятий
Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятия и т.п.). Лучше всего занятия в средней климатической полосе России проходят при температуре воздуха -8-12, полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге. Для дет ...