Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений

Информация о педагогике » Этнопедагогические аспекты воспитательной работы » Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений

Страница 1

Духовность нации - сложное понятие. В русской ре­лигиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстан­ции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характе­ризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия.

Судьба нации зависит от ценностных свойств и ка­честв ее ментальной структуры. Как писал русский фи­лософ П. И. Новгородцев, «не политические партии спасут Россию» ее воскресит воспрянувший к свету вечных, истин святой народный дух».

В работе «Этика» П. А. Кропоткин доказывал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта природы.

Спра­ведливость этой точки зрения не требует особых доказа­тельств: даже самая обычная кошка может убедительно продемонстрировать, как мы, люди, несовершенны. Эти­ка животных и растений может быть образцом подража­ния для человека.

Так, в перенаселенных центральных районах России крестьян­ская семья могла существовать только при условии стро­гого соблюдения принципов рационального природополь­зования и охраны окружающей среды. И, как ни стран­но, эти принципы реализовывались неграмотными рус­скими крестьянами, которые при этом умудрялись мак­симально эксплуатировать природную среду.

Естественные природные ресурсы использовались в высшей степени рационально и вместе с тем очень интен­сивно.

Интересен опыт крестьян по использованию растений-феноиндикаторов при проведении сельскохозяйственных работ: «Береза распустила листья - пора сажать карто­фель»; «Зацвела черемуха - быть похолоданию»; «От­цвела черемуха, зацвела рожь - пора сеять гречиху». Часто календарь полевых работ облекался в форму пого­ворок и присказок: «Сей овес в грязь - будешь князь»; «3 июня - льносейка»; «13 июня - раепрягальник, севу край - коня распрягай» и др. Из поколения в поколе­ние передавались народные приметы, предсказывающие погоду: «Туман сядет на землю - к ведру, поднимается вверх - к дождю», «Солнце садится в тучу - завтра дождь».

Такая система не опиралась на научные звания, была рассчитана на социальное устрой­ство и экономические возможности русской общины и поддерживалась практически единственным, но мощным стимулом - физическим выживанием семьи и продол­жением рода.

Бережное отношение к природе проявлялось и в тра­дициях донского казачества. Весной, когда рыба шла на нерест в донские займища и вверх по реке, запрещался не только лов рыбы, но даже звон церковных колоколов, дабы не беспокоить рыбные стан.

Ведущая роль этнопедагогики - достижение гармо­нии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.

Достижение гармонии - многоступенчатый и мно­гогранный процесс, происходящий в условиях измеряе­мых и неизмеряемых явлений. Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций на­рода, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням.

Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс соци­ально-этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум - доброта -трудолюбие».

В советское время по ряду экономических и социаль­ных причин зависимость сельских жителей от природы снизилась, а соблюдение экологических принципов природопользова­ния стадо на определенном этапе даже экономически невыгодным. При этом преемственность традиций пре­рвалась, и к настоящему моменту носителей их почти не осталось. Все это указывает на хрупкость народных тра­диций и необходимость бережного к ним отношения.

Преемственность - условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в развитии есть конкретное проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Определенный порядок, определенная последовательность перехода от одного к другому, от предшественника к преемнику, разумеется, не предполагает примитивную прямолинейность. Преемственность в развитии не исключает ни равномерного поступательного движения от низших форм к высшим, ни скачков, ни цикличности и повторяемости.

Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Понятие способностей в психологии
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе ...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию
Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в колл ...

Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании
Умственное воспитание ребенка-дошкольника не сводится к развитию познавательных процессов — восприятия, представлений, мышления. Содержание умственного воспитания включает в себя формирование у детей определенного объема знаний, позволяющих им ориентироваться в окружающем мире, понимать элементарн ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru