В отечественной дидактике сложилась совокупность требований, способствующих повышению эффективности формирования и развития общеучебных умений. Эти умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в границах всех учебных дисциплин. В связи с тем, что сформированность общеучебных умений – это результат усилий всего педагогического коллектива, важно координировать взаимодействие учителей. Педагогам школы целесообразно использовать единые подходы к классификации, составу общеучебных умений и методикам их формирования, тогда можно будет обеспечить скоординированность деятельности учителей, работающих в одном классе, и преемственность деятельности педагогов начальной, основной и полной школы. Реализация этих требований позволяет значительно ускорить процесс овладения общеучебными умениями, обеспечить более высокий уровень их сформированности, предупредить деформацию или «угасание» тех или иных умений у учащихся средней школы.
Что такое умения и навыки, насколько принципиальна разница между этими понятиями?
«Словарь практического психолога» предлагает такие формулировки: «умения – освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков»; «Навык – автоматизированное действие, сформированное путем повторения». Очевидно, что навык здесь рассматривается как базовый элемент, на основе которого формируется умение.
Однако данная точка зрения не единственная. Многие педагоги считают, что навык – это более высокий уровень овладения способом выполнения действия, чем умение. Если умение – это способность выполнять действие, уже достигшая наивысшего уровня.
То есть способность выполнять какое–либо учебное действие формируется у ученика сначала как умение: он выполняет его поэтапно, осознавая каждый свой шаг.
В процессе обучения и тренировки это умение совершенствуется, промежуточные шаги перестают фиксироваться сознанием, действие автоматизируется и превращается в навык. В данной трактовке умение первично по отношению к навыку.
Простые учебные действия, такие, как письмо, чтение, устный счет, формируются как навыки и могут применяться при выполнении более сложных учебных действий – написание сочинения, выделение главной мысли текста, решение задачи и т.п. Сложные же учебные действия формируются как умения, состоящие из ряда навыков.
Таким образом, связь между понятиями «умений» и «навыки» заключается в следующем. Если речь идет о простом учебном действии, то первоначальный уровень овладения этим действием – «умение», которое по мере совершенствования переходит в «навык». А в случае сложного учебного действия, «умение» выполнять его состоит из нескольких автоматизированных «навыков». По–видимому, не стоит разделять понятия «умения» и «навыки», особенно применительно к общеучебным умениям и навыкам, поскольку в ежедневной учебной деятельности они выступают как единый комплекс «инструментов» учебы, которыми пользуется ученик.
Семья как институт первичной социализации ребенка
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих ра ...
Развитие интеллектуальных и практических умений
учащихся на уроках физики
Новые жизненные условия выдвигают особые требования к молодым людям, вступающим в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными. Поэтому перед педагогической наукой стоит задача развития мышления учащихся и умения творчески применять знания на ...
Методические принципы тестирования
Чтобы получить достаточно надежные и объективные результаты тестирование должно проводиться с достаточной точностью и возможной тщательностью. При этом затраты времени должны быть минимальными. Поэтому к тестированию необходимо тщательно готовиться. Необходимо предварительно уточнить комплекс тест ...