В отечественной дидактике сложилась совокупность требований, способствующих повышению эффективности формирования и развития общеучебных умений. Эти умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в границах всех учебных дисциплин. В связи с тем, что сформированность общеучебных умений – это результат усилий всего педагогического коллектива, важно координировать взаимодействие учителей. Педагогам школы целесообразно использовать единые подходы к классификации, составу общеучебных умений и методикам их формирования, тогда можно будет обеспечить скоординированность деятельности учителей, работающих в одном классе, и преемственность деятельности педагогов начальной, основной и полной школы. Реализация этих требований позволяет значительно ускорить процесс овладения общеучебными умениями, обеспечить более высокий уровень их сформированности, предупредить деформацию или «угасание» тех или иных умений у учащихся средней школы.
Что такое умения и навыки, насколько принципиальна разница между этими понятиями?
«Словарь практического психолога» предлагает такие формулировки: «умения – освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков»; «Навык – автоматизированное действие, сформированное путем повторения». Очевидно, что навык здесь рассматривается как базовый элемент, на основе которого формируется умение.
Однако данная точка зрения не единственная. Многие педагоги считают, что навык – это более высокий уровень овладения способом выполнения действия, чем умение. Если умение – это способность выполнять действие, уже достигшая наивысшего уровня.
То есть способность выполнять какое–либо учебное действие формируется у ученика сначала как умение: он выполняет его поэтапно, осознавая каждый свой шаг.
В процессе обучения и тренировки это умение совершенствуется, промежуточные шаги перестают фиксироваться сознанием, действие автоматизируется и превращается в навык. В данной трактовке умение первично по отношению к навыку.
Простые учебные действия, такие, как письмо, чтение, устный счет, формируются как навыки и могут применяться при выполнении более сложных учебных действий – написание сочинения, выделение главной мысли текста, решение задачи и т.п. Сложные же учебные действия формируются как умения, состоящие из ряда навыков.
Таким образом, связь между понятиями «умений» и «навыки» заключается в следующем. Если речь идет о простом учебном действии, то первоначальный уровень овладения этим действием – «умение», которое по мере совершенствования переходит в «навык». А в случае сложного учебного действия, «умение» выполнять его состоит из нескольких автоматизированных «навыков». По–видимому, не стоит разделять понятия «умения» и «навыки», особенно применительно к общеучебным умениям и навыкам, поскольку в ежедневной учебной деятельности они выступают как единый комплекс «инструментов» учебы, которыми пользуется ученик.
Оценка как элемент управления качеством
Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. Педагоги ежедневно контролируют учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ.
Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую ц ...
Методика применения пособия в процессе обучения по теме «Движения»
Методические требования к проведению занятий опираются на выявленные выше психолого-педагогические требования. Их реализация предусматривает проведение занятий с учащимися под руководством учителя с использованием компьютерного программного средства как основного организатора деятельности учащихся ...
Качество вычислительного навыка табличного умножения и
деления
Рассмотрев теорию формирования у младших школьников навыков табличного умножения и деления в различных системах обучения, мы решили провести констатирующий эксперимент, с целью определения качества вычислительного навыка у детей. Для этого мы провели внеплановые контрольные работы по традиционной ...