Принцип поэтапного формирования умственных действий
Становление умственных действий - сложный и длительных процесс, который начинается с установления развернутых операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане. П.Я. Гальперин выделяет следующие основные этапы формирования умственных действий:
1) составление предварительного представления о задании;
освоение действия с предметами, т.е. этап материализации действия, на котором выполнение действия возможно лишь с опорой на вспомогательные средства и действия, т.е. во внешнем плане;
этап осуществления действия в плане громкой речи, т.е. с опорой на внешнее проговаривание;
перенос действия в умственный план, осуществление действия во внутреннем плане;
5) окончательное становление умственного действия.
Такое формирование умственных действий является важным при развитии фонематических операций. Овладение ими только в плане громкой речи не всегда дает положительные результаты. Следуя теории П.Я. Гальперина, при овладении фонематическим анализом определение места звука в слове, последовательности звуков в слове, количества звуков в слове, положения звука по отношению к другим звукам в слове должно проходить постепенно, сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, готовые схемы слов), затем в плане громкой речи, и - как заключение - формирование во внутреннем плане.
Таким образом, в процессе логопедической работы по формированию и развитию фонематических процессов у детей с задержкой психического развития постепенно происходит интериоризацня действия фонематического анализа.
Принцип связи с микросоциальным окружением
Он предполагает учет особенностей микросоциального окружения ребенка. Логопед, как правило, на специальных занятиях в процессе различных тренировочных упражнений формирует у ребенка различные операции: фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления. Предполагается, что большую часть, работы по закреплению этих навыков должны взять па себя воспитатели и родители. Кроме того, в систему коррекционной логопедической работы включаются все дети.
Развитие операций фонематического анализа и синтеза осуществляется в два этапа: I этап - подготовительный и II этап - этап развития фонематического анализа и синтеза. На первом - подготовительном этапе ведется работа по узнаванию неречевых звуков, развитию речеслуховой памяти и внимания. Особое значение уделяется работе по формированию фонематических представлений. Прежде чем приступить к работе по формированию у детей операций фонематического анализа и синтеза, у них необходимо выработать умения определять наличие звука в слове, что является основой, на которой формируется умение различать звуки языка. Сначала наличие звука определяется и по слуху, и на основе собственного произношения, затем - только по слуху или по произношению и, наконец, по слухо-произносительным представлениям, в умственном плане. Умение выделить звук зависит от его характера, положения в слове, от произносительных возможностей звукового ряда.
Работу в данном направлении необходимо начинать с гласных звуков, так как они выделяются легче, особенно в ударном положении из начала слова. Необходимо определять наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двухсложных, трехсложных; без стечения и со стечением согласных. Причем заданный звук должен находиться и в начале, и в середине, и в конце слова. Уже на этом этапе работы можно связывать звук со зрительным образом буквы.
Формирование навыка выделения (узнавания) звука на фоне слова является первой элементарной ступенью, способствующей развитию более сложных форм фонематического анализа.
На втором этапе - этапе развития фонематического анализа и синтеза работу необходимо начинать с элементарных операций - умения вычленять звук из начала и конца слова. Начинается эта работа с вычленения первого ударного гласного, предварительно уточняется его артикуляция, звук произносится с интонированием, с выделением голоса.
Можно представить следующую последовательность работы:
Употребление, каких терминов сегодня нецелесообразно в условиях современной
гуманистической парадигмы специальной педагогики
Реформаторы пренебрегли как нормами научной этики, так и известными в науке способами упорядочения или обновления научной терминологии (опрос ведущих ученых страны по данной отрасли науки с целью выработки ими обоснования необходимости обновления понятийного аппарата; выработка рабочего определени ...
Состояние отдельных вопросов инженерного образования в России
Высшую школу в связи со всеобщей перестройкой и переориентацией политической системы в последнее время также пытаются реформировать. Так ли уж плоха наша российская классическая схема инженерного образования?
Россия почти полностью вернулась к образовательной системе, которая существовала перед к ...
Коменский о работе учителя
В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам ...